Программа по системному и стратегическому мышлению для руководителей среднего звена. Программа проводится в формате digital-тренинга из 4 модулей. Продолжительность
каждого модуля около 3,5-4 часов.
Эксперты
Этот тренинг — адаптированная для проведения в онлайн-формате версия бенчмарк-программы «Создание эффективных команд» центра экспертизы «Лидерство. Управление. Команда» Тренинг-Бутика.
Цели тренинга
- Обучить участников технологии создания и развития команд (как развивать деловое объединение на уровень команды).
- Настроить инструменты управления таким образом, чтобы они были наиболее эффективны под задачи, которые решает команда, в том числе с учетом актуальной нас сегодня специфике взаимодействия (управление удаленными командами).
- Сформулировать (определить) практики, первоочередное внедрение которых позволит поднять эффективность управления и качество работы команд.
Задачи тренинга
- Познакомить участников с современными подходами к формированию, развитию и управлению командами.
- Сформировать систему представлений о том, что такое современная команда в бизнес-организации.
- Расширить представления участников о принципах формирования и работы команд, в том числе проектных.
- Сформировать навыки управления командным взаимодействием и навыки командного лидерства.
- Сформировать установки у участников: что значит быть лидером в команде.
- Сформировать навыки построения (формирования) и развития команды.
- Показать особенности формирования и развития команд проектов, команды исполнителей и управленческой команды.
- Познакомить участников с инструментами принятия командных решений, феноменом «ловушек» при коллективном принятии решений и практикам их профилактики.
- Организовать игровое/модельное пространство отработки навыков.
Продолжительность и форматы
Тренинг предполагает проведение 4 вебинаров на платформе Зум или Тренинг-Спейс с домашними заданиями между вебинарами.
На каждом вебинаре разбирается 2-3 конкретных инструмента.
Точные инструменты могут быть определены в ходе дополнительных переговоров с учетом особенностей принятой системы целеполагания (управления задачами) и сложившейся корпоративной культуры.
Продолжительность одной онлайн-встречи: 3-3,5 часа (с перерывом в 20 минут).
Домашнее задание предполагает отработку инструмента непосредственно на рабочем месте, при решении своих рабочих задач (это не «дополнение» к работе, это сама работа) с обязательным анализом результатов (что получилось, что скорректировать) на следующей встрече.
Тренинг проходит в нескольких режимах
- Информационно-знаниевом (преимущественно в формате материалов для чтения при подготовке к очередной онлайн-сессии).
- Игровом (отработка навыков в играх и игровых упражнениях – прямо в онлайн-формате в ходе сессии).
- Аналитическом (анализ личного опыта, кейсов, результатов упражнений).
- Синемалогия (просмотр в рамках подготовки к очередной онлайн-сессии и последующее на самой сессии совместное обсуждение фрагментов фильмов по теме тренинга).
- Проектном: разработка карты (плана) развития команд участников тренинга.
Дополнительная фокусировка:
Мы уверены, что нельзя сводить «лидерство» и «лидерство в команде».
Мы убеждены, что ключевые функции лидера в команде связаны с организацией пространства коммуникации про цели, ценности и принципы деятельности и отношение к результату.
Мы видим, что у настоящих лидеров всегда встает дилемма трех целей – личных, командных и корпоративных. Умение разрешать эту дилемму и переводить ее в инструмент развития себя, команды и компании определяет результат и эффективность совместной работы и, главное, формирует доверие.
Ключевые вопросы формирования и развития эффективной команды:
Мы считаем, что если лидер может продуктивно и инструментально ответить на эти вопросы, то он сможет выстраивать и развивать эффективные команды.
По итогам тренинга участники смогут использовать конкретные инструменты, чтобы отвечать на эти вопросы и работать со своими командами:
- На каком уровне развития находится наше деловое объединение?
- Какой тип команды нам нужен?
- На каком этапе жизненного цикла находится команда?
- Какие симптомы «нездоровой» команды наблюдаются?
- Какие из этих симптомов естественны для данного этапа жизненного цикла?
- Какие из этих симптомов могут быть «проигнорированы» для наших целей и нашего типа делового объединения?
- Какие из этих симптомов атипичны и требуют особого внимания?
- Соблюден ли функциональный (ролевой) баланс внутри команды? Какие функции являются дефицитными?
- Какие практики позволяют нам настраивать баланс, нужный нам, и затем поддерживать его?
- Какие практики позволяют развивать дефицитные функции?
- Какой тип управления необходим команде на текущем этапе ее развития, с учетом целей, опыта членов команды и функционального баланса?
- Какие практики необходимо внедрить (изменить), чтобы развивать команду?
- О каких принципах и правилах взаимодействия необходимо договориться?
Ключевые темы
Сессия 1
Понятие команды. Коммуникация в команде: основы
Установка на командность:
- Группа, Коллектив, Команда – когда Команды выигрывает.
- Типология команд (по степени самоорганизации и автономности в работе).
- Типология дистанционных команд (а какая команда вам нужна?).
- Алгоритм построения команды (карта шагов).
- Коммуникация как основа командного взаимодействия (действия).
- Целеполагание – основа построения команды.
- Инструменты определения целей и управления задачами.
- Инструменты проверки «понимания» и «присвоения» задач.
Отработка:
- Навыки работы в условиях неполной/искаженной информации.
- Навык точной передачи информации.
- Навык систематизации и отбора информации.
- Навык командного обсуждения.
- Навык коллективного планирования и принятия решения.
Домашнее задание:
- Отработка инструментов повышения эффективности командного обсуждения.
- Определение оптимального типа делового объединения и типа его организации (насколько автономная команда нужна для решения задач).
Сессия 2
Роли и ролевая пластичность в команде
- Жизненный цикл команды. Диагностика собственных команд участников тренинга на этапах жизненного цикла и по типу делового объединения.
- Как провести диагностику?
- Как безопасно провести настоящий шторм?
- Как «по правде» построить обсуждение норм?
- Как научиться доверять команде?
- Как и зачем начинать сначала?
- Типология командных ролей:
- функциональный подход (может быть выбран при подготовке к тренингу в ходе настройки: Белбин, Маргерисон, Адизес, Томпсон) или типологический подход (MBTI, Херрманн).
- Ролевая командная ротация.
- Построение эффективной команды на основе функционального подхода по Белбину. Управленческие ловушки.
- Практики компенсации и развития дефицитных функций.
- Практики как инструмент развития команды.
Отработка комплекса навыков командной работы:
- Навык распределения ролей при реализации задачи.
- Навык индивидуальной реализации выработанной командной стратегии.
- Навык формирования команды.
- Навык определения и внедрения командных практик.
Домашнее задание:
- Диагностика состояния команды по модели жизненного цикла.
- Диагностика текущих практик работы команды на задачи функционального баланса.
- Пробы по внедрению развивающих баланс команды практик.
Сессия 3
Лидерство в команде
- Кто вы: начальник, руководитель, управленец или лидер?
- Тип руководства – тип команды, как это взаимосвязано?
- Корреляция между жизненным циклом сотрудника и жизненным циклом команды.
- Корреляция между циклом жизни компании и циклом жизни команды.
- Мотивация и вовлеченность.
- Как измерять.
- Как поддерживать и развивать.
- Принципы вовлечения в команду.
- Ловушки лидера в команде и практики их преодоления (на основе подхода П.Ленсиони в версии Тренинг-Бутика).
- Mindset дистанционного лидера (для развития практик удаленного управления командами).
Отработка:
- Навыки командного лидерства
- Навыки гибкого лидерства.
- Навыки командной мотивации.
Домашнее задание:
- Наблюдение за собственными «вредными» лидерскими привычками, мешающими эффективному развитию команды.
- Пробы по внедрению практик профилактики «ловушек» командной работы.
Сессия 4
Межкомандное взаимодействие. Развитие практик эффективной удаленной работы
- Организация – как интегратор эффективных команд.
- Стратегии межкомандного взаимодействия.
- Навыки и инструменты партнерского мышления.
- Практики построения эффективного кросс-командного взаимодействия.
- Протокол работы удаленной команды.
- Технические инструменты поддержки протоколов взаимодействия для удаленной команды.
- Жизненный цикл команды в разрезе удаленных команд и протоколов удаленного взаимодействия.
- Практики on-boarding’а и наставничества в удаленных командах.
- Комплексный план развития команды.
Домашнее задание:
- Составление плана развития собственных команд участников тренинга.