Развитие культуры компании. Антропологический подход
Эксперты
Проблемы / ситуации применения
Существующая корпоративная культура, проявляющаяся в моделях поведения сотрудников, препятствует реализации стратегии / достижению целей компании.
Целевая аудитория
Для исследования: сотрудники и руководители компании
Для стратегической сессии: ТОП-руководители компании.
Цель и задачи работы
- Диагностировать текущее состояние корпоративной культуры компании
- Выровнять представления ТОП-руководителей компании о связи корпоративной культуры и организационной эффективности, а также совместно проанализировать результаты исследования и сформировать общее видение направлений развития культуры компании
- Создать план-карту работ по развитию культуры компании
Результаты
Отчет качественного исследования корпоративной культуры компании:
- по итогам анализа нарратива: поле используемых в компании понятий, истории, метафоры и важные понятия, проявленные отношения (к другим, структурам, прошлому и будущему)
- по итогам анализа пространства: структура пространства офис — зоны коммуникаций, маргинальные зоны, статусные зоны, проявления символического капитала в пространстве
- по итогам анализа формальных и неформальных встреч: структура коммуникаций, проявления влияния и авторитета сообществ
Картина корпоративной культуры, разделяемая топ-руководителями компании:
- концепт корпоративного тотема — воплощения корпоративной культуры
- образ Будущего и его связь с Прошлым компании
Разработанные и согласованные цели компании в области развития корпоративной культуры и моделей поведения.
Продолжительность
- Корпоративно-антропологическое исследование — 5 дней полевых работ + 3 дня подготовки отчета
- Стратегическая сессия — 2 дня
Основные блоки программы
Исследование
Анализ нарратива (20 часов)
Неструктурированное фокусированное Интервью с представителями разных сообществ и разных «корпоративных поколений» (ветераны, новенькие)
Результат: Поле понятий: истории, метафоры, острые и важные понятия, проявленные отношения (к другим, с структурам, к прошлому и будущему …)
Анализ пространства (6 часов / локация)
Включенное наблюдение, фотографирование (проверка анализа нарратива из другой методики)
Результат: Структура пространства офиса: зоны коммуникаций, маргинальные зоны, статусные зоны, проявления символического капитала
Анализ «особого времени» (6 часов)
Анализ встреч (формальных и неформальных) — включенное наблюдение
Результат: Структура коммуникаций, проявления символического капитала
Формирование поля понятий и структуры связей (2 дня)
Подготовка первичного отчета
Обсуждение с руководителем
Результат: Первичная структура и наполнение поля понятий, определяющих культуру, влияние и мотивацию
Контрольное исследование. Нарратив (8—9 часов)
Неструктурированное фокусированное Интервью с представителями разных сообществ и разных «корпоративных поколений»
Результат: Итоговая структура и наполнение поля понятий, определяющих культуру, влияние и мотивацию
Итоговый отчет (1 день)
Уточнение отчета, структурирование полевых данных, определение точек силы, зон согласия и напряжения
Результат: Итоговая версия отчета, содержащая как результаты исследования, так и первичные рекомендации
Стратегическая сессия по итогам исследования
Первый день. Компания в трех временах: прошлое, настоящее, будущее
Первый модуль. Прошлое компании
- Введение в сессию
- Программа сессии и ожидания участников
- Прошлое компании: ключевые события
- Выводы и уроки истории
- Стратегические цели компании
Цели первого модуля
- Введение в сессию
- Согласование ожиданий участников от сессии
- Реконструкция (краткой) истории компании и выводы из истории
- Актуализация стратегических целей, стоящих перед компании
Второй и третий модули. Настоящее: достижения и проблемы. Результаты исследования
- Достижения компании на текущий день
- Представление результатов исследования
- Сильные стороны культуры компании
- Основные проблемы / пробелы культуры компании
Цели второго И третьего модулей:
- Реконструкция достижений и того, что работает на данный момент
- Знакомство с результатами исследования и их интерпретация
- Определение организационных проблем в плане поддержания стратегических целей корпоративной культурой
- Определение зон развития КК
Четвертый модуль. Будущее компании. Экспресс-форсайт
- Экспресс-форсайт
- Возможные события
- Сценарии развития компании
- Образ будущего компании
- Ключевые бенчмарки
Цель четвертого модуля:
- «Прорисовать» ландшафт возможного корпоративного будущего
- Выделить основные сценарии возможного будущего
- Сформировать образ желаемого будущего компании
- Обсудить бенчмарки для компании
Второй день. От образа будущего к целям, показателям. Роль управленческой команды в достижении целей.
Пятый модуль. Vision и культурные цели. Цели и кпэ
- «Пасьянс тотемов» ©
- Образ будущего компании — уточнение
- Цели компании в работе с КК
- Уточнение целей текущего года
Цели пятого модуля
- Уточнить образ желаемого будущего культуры компании
- Сформировать стратегические цели компании в работе с КК
- Уточнить цели на ближайшие 2 года
Шестой модуль. Цели и кпэ на год
- Цели и КПЭ на год
- Ключевые проекты и инициативы
- КПЭ членов управленческой команды
Цели шестого модуля:
- Сформулировать основные КПЭ компании по КК на текущий год
- Сформировать ключевые стратегические проекты и инициативы по КК
- Сформулировать драфт КПЭ для каждого члена управленческой команды
Седьмой модуль. Взаимные ожидания и командная работы
- Ожидания членов управленческой команды друг от друга
- Роль управленческой команды в достижении целей компании
- Взаимодействие членов команды: правила командной работы для достижения целей компании
Цели седьмого модуля:
- Сформировать взаимные ожидания членов управленческой команды друг от друга
- Определить роль управленческой команды в достижении целей
- Определить правила взаимодействия в управленческой команде для достижения целей организации