Модульная программа «Подготовка внутренних тренеров»

Авторы программы

Эксперты

Для многих Компаний актуальна задача формирования и развития института внутренних тренеров.

Она особенно важна, например, для Компаний, где работают эксперты с уникальными и современными знаниями, и для качественного решения задач бизнеса эти знания необходимо «распространять» на других сотрудников, как новых, так и опытных.

Многим Компаниям необходима помощь внутренних тренеров при проведении организационных изменений — например:

  • проводится цифровая трансформация или внедряется система бережливого производства;
  • меняется корпоративная и управленческая культура, внедряется культура безопасности;
  • внедряется новая продуктовая линейка…

В подобных ситуациях важно быстро и качественно обучить сразу многих сотрудников Компании тому, как работать в новых условиях, использовать новые инструменты, продукты и подходы.

Некоторые компании проживают стадию активного роста и расширяют штат, либо у них высокая текучка. Соответственно, идёт постоянный набор персонала и необходимо обучать новичков, не теряя качества при смене команд.

При решении задачи формирования института внутренних тренеров Компания может столкнуться со некоторыми из сложностей:

  • Внутренние эксперты не вовлечены в обучение. Они сомневаются в своих силах, не оснащены инструментами разработки и проведения, или не представляют выгод такой работы.
  • Внутренних тренеров может не хватать, чтобы «закрыть» необходимый для бизнеса и производства объём обучения.
  • Качество работы внутренних тренеров может быть очень разным (не у всех соответствует необходимому уровню).
  • Технические специалисты часто ведут обучение в лекционном формате, не вовлекают участников, создают впечатление формальности обучения.
  • Сотрудники, которые проводят обучение, уходят из компании и уносят уникальную экспертизу с собой — а сценарии и планы проведения занятий не передаваемы, т. к. описаны слабо или совсем не описаны. призвана помочь обойти эти сложности и решить задачу обеспечения Компании внутренними тренерами-экспертами и качественными программами.

Эффекты обучения

Сотрудники, прошедшие программу обучения, смогут:
  1. Разрабатывать обучающие курсы на примере конкретного запроса Бизнеса. Тема курса может быть как «софтовой» / коммуникативной, так и продуктовой, технической, финансовой и т. д. В итоге в Компании будет всё необходимое для проведения обучения по запросу:
    • подготовленный эксперт
    • пакет материалов (сценарий, презентация, рабочая тетрадь и необходимые раздаточные материалы)
  2. Проводить качественное интерактивное обучение по своим разработанным материалам. Благодаря чему:
    • внутреннее обучение становится более увлекательным и результативным
    • на обучении рассматриваются горячие вопросы самих участников
    • повышается готовность участников применять усвоенный материал на рабочих местах
В результате в Компании:
  • повышается способность компании реализовывать уникальные проекты, внедрять организационные изменения и др.
  • повышается квалификация и способность сотрудников решать рабочие задачи
  • качество работы внутренних тренеров приводится к необходимой высокой «планке»
  • решается задача обучения новых внутренних тренеров (расширения пула)
  • повышается популярность внутреннего обучения, усиливается культура непрерывного развития
Возможные эффекты программы:
  1. Компании может сформироваться внутреннее сообщество тренеров. Они говорят на одном языке, пользуются едиными стандартами работы и понятийным полем
  2. Формируется культура обучения и передачи опыта новичкам. Внутри Компании становится престижным вести обучение
  3. Внутренние тренеры могут выступать агентами изменений в случае реализации проектов организационного развития формируется база знаний внутри Компании, и бизнес начинает меньше зависеть от отдельных талантливых тренеров и экспертов

Цели программы

  1. Сформировать компетенции внутренних тренеров, необходимые для разработки и эффективного проведения интерактивных внутренних учебных курсов
  2. Разработка участниками обучения пакета материалов, включая сценарий, необходимого для проведения внутреннего курса
  3. Формирование навыков проведения обучения в интерактивном формате: начала и завершения курса, отдельных форматов, управления групповой динамикой
  4. Внутренняя экспертиза разработанных курсов на основании пакета материалов и навыков проведения обучения в интерактивном формате в ходе супервизии

Ключевой фокус

Обучение участников будет проходить на основе создания/коррекции и проведения их внутренних учебных курсов, поддерживающих решение актуальных бизнес-задач Компании

Преимущества подхода

В ходе и по итогам программы участники разработают собственные учебные курсы и получают практику проведения их фрагментов с качественной обратной связью

Компетенции внутреннего тренера, формируемые в модульной программе

Программа разработана на основе базовой модели компетенций, принятой в ряде компаний и определяющей требования компании к деятельности внутренних тренеров, работающих в очном формате. Содержание программы может быть уточнено, если в компании принята собственная рабочая модель тренерских компетенций, либо если внутренние тренеры работают в специфике удаленного или смешанного форматов обучения.

Наблюдается в материалах курса, на супервизиях, в обратной связи участников

Реализуется в бизнес-результатах обучения

Структура программы

Дополнительная общеобразовательная программа
«Модульная программа подготовки внутренних тренеров» (PDF, 0.83 Мб)

Базовая программа состоит из 4 очных модулей обучения с персональными и групповыми заданиями между модулями

  1. Разработка учебных интерактивных курсов
  2. Проведение интерактивных курсов
  3. Ораторское мастерство и управление групповыми процессами
  4. Супервизия

Каждый модуль длится от 2 до 4 дней в зависимости от задач Компании, широты требований к компетенциям внутренних тренеров в Компании и от исходного уровня навыков участников. Длительность и итоговое содержание уточняется с заказчиком

При необходимости, в программу могут быть включены:

  • Тесты знаний
  • Персональные консультации по разрабатываемым курсам
  • Коучинг, направленный на формирование тренерских компетенций
  • Дополнительные вебинары с разбором межмодульных заданий
  • Модуль 5 — мастерская (через полгода-год после завершения базовой программы, на основании анкет и кейсов участников)
  • Специализированные модули (особенности разработки и проведение Digital-курсов; разработка, организация и проведение смешанного обучения «Blended-learning»; разработка и размещение электронных курсов; оформление учебных презентаций; разработка бизнес-игр и т. д.)

Модуль 1. Разработка учебных интерактивных курсов

Целевая аудитория: внутренние лекторы/ тренеры, зачисленные на программу подготовки внутренних тренеров

Продолжительность: 2–4 дня

Формат: Очно (онлайн при необходимости)

Численность группы: 12–20 участников

Ключевая цель модуля

Овладение технологией разработки внутренних курсов и ее применение к формированию персональных внутренних курсов участниками обучения по актуальным экспертным темам.

Задачи обучения

Формирование отношения:

  • Осознание важности интерактивного обучения в решении бизнес-задач Компании
  • Осмысление собственных задач развития компетенций внутреннего тренера
  • Уверенность в собственных силах и перспективах работы внутренним тренером

Передача знаний:

  • Знакомство с системой внутреннего обучения Компании, с ролью внутренних тренеров в обучении сотрудников Компании, с моделью компетенций внутреннего тренера
  • Условия и принципы интерактивного обучения, различия традиционной и интерактивной форм обучения. Потребности взрослых людей в обучении и действия тренера для эффективной работы с этими потребностями
  • Особенности Алгоритма создания интерактивного внутреннего курса «8 шагов». Задачи, закономерности и инструменты каждого из 8 шагов разработки учебных курсов

Практика умений:

  • Применить инструменты актуализации обучения, провести анализ целевой аудитории с определением дифференцированности курса
  • Сформировать цели обучения и выбрать инструменты оценки результатов обучения
  • Разработать структуру учебного курса и предварительно подобрать учебные активности для достижения целей обучения
  • Провести подготовку стартового пакета материалов к учебному курсу

Модуль 2. Проведение интерактивных курсов

Целевая аудитория: внутренние тренеры, прошедшие обучение на Модуле № 1 программы подготовки внутренних тренеров

Продолжительность: 2–4 дня

Формат: Очно (онлайн при необходимости) Численность группы: 12–20 участников

Ключевая цель модуля

Детальный разбор различных учебных активностей, используемых в интерактивном обучении, практические пробы управления группой при их проведении.

Задачи обучения

Формирование отношения:

  • Формирование уверенности в навыках разработки и проведения основных учебных форматов интерактивного обучения, а также готовности реализовать свои замыслы

Участники узнают:

  • Особенности форматов тренерской работы, обеспечивающих передачу знаний и практическую подготовку участников обучения. Задачами, алгоритмами разработки и проведения основных учебных активностей: обратная связь, мини-лекция, работа с вопросами, упражнения, учебные кейсы, групповые обсуждения и учебная дискуссия, видео-разбор / ролевая игра.
  • Детальное применение цикла научения взрослых — системы упорядочивания обучающих активностей в каждой смысловой части курса
  • Правила оформления учебных материалов к различным форматам

Практика умений:

  • Детальная разработка активностей смысловых блоков, уточнение сценария внутреннего курса. Разработка пакета материалов для проведения форматов обучения
  • Подготовка и проба проведения учебных активностей по плану внутреннего курса
  • Самоанализ персональных зон развития, определения целей и развивающих действий, направленных на формирование тренерских компетенций
  • Практика обучающей обратной связи

Модуль 3. Навыки ораторского мастерства и управление групповыми процессам

Целевая аудитория: внутренние тренеры, прошедшие обучение на Модуле № 1 и 2 программы подготовки внутренних тренеров

Продолжительность: 2–4 дня

Формат: Очно (онлайн при необходимости)

Численность группы: 12–20 участников

Ключевая цель модуля

Расширение палитры выразительных средств в поведении и речи тренера, укрепление презентационной компетенции и уверенности в управлении групповой динамикой, стимулирование креативного подхода к проведению внутреннего обучения

Задачи обучения

Формирование отношения:

  • Формирование уверенности во взаимодействии с участниками обучения и готовности к ведению обучения в диалогичном формате

Передача знаний:

  • Публичный имидж. Управление впечатлением
  • Речевые техники и манера подачи информации. Особенности «объясняющего языка», понятного аудитории
  • Невербальная составляющая в речи и ее значение. «Азбука Стюарта Хеллера». Эмоциональный интеллект тренера
  • Групповая конструктивная дискуссия. Поведение в эмоционально напряженных ситуациях
  • Основы групповой динамики в обучении. Способы управления

Практика умений:

  • Провести мини-лекцию курса
  • Использовать приемы невербального влияния для создания ритмичной подачи материала, вовлечения участников, усиления убеждающего воздействия
  • Применить знания о типах участников и их потребностях, уместные способы усиления позитивной динамики и ослабления негативной
  • Найти решение кейса «трудная ситуация во время проведения обучения»

Модуль 4. Тренерская супервизия

Целевая аудитория: внутренние тренеры, прошедшие обучение на Модулях № 1, 2, 3 программы подготовки внутренних тренеров

Продолжительность: 2 дня

Формат: Очно (онлайн при необходимости)

Численность группы: 8–12 участников

Супервизия — обучающее мероприятие, в ходе которого участники получают:

  • обратную связь по материалам разработанного курса от экспертов компании и рекомендации о возможной доработке содержательной части материалов
  • развивающую обратную связь по тренерским компетенциям от участников и ведущего программы на основе фрагмента работы с группой
  • персональные рекомендации о приоритетном направлении дальнейшего развития тренерских компетенций
  • возможность посмотреть на работы 7–11 своих коллег, дать обратную связь, взять в свою работу находки коллег (приемы активизации внимания участников, визуализации и структурирования материала, диалога с группой, подбора активностей и т. д.)
  • при получении позитивной обратной связи — подтверждение об успешном завершении программы подготовки внутренних тренеров (базовый уровень), сертификация

Модуль 5. Тренерская мастерская

Мастерская проводится через полгода-год после завершения базовой программы, на основании анкет и кейсов участников

Факторы и условия успеха программы обучения

Пространство

Важно, чтобы в пространстве обучения на этой программе было достаточно места и для персональной письменной работы, и для отработки движения всеми участниками (от 3 м² на человека, лучше больше, достаточное количество столов)

Также необходимо достаточное место для размещения на вертикальных поверхностях порядка 10 листов ф/ч одновременно в зоне видимости участников

Явка участников

График проведения всех модулей программы утверждаем с Заказчиком до старта.

Настоятельно рекомендуем договориться с руководителями участников не поручать в дни проведения модулей каких-либо срочных задач, совещаний или командировок, — не допуская пропусков в обучении

Межмодульные задания и рабочее время

Участники в течение программы дорабатывают свои внутренние курсы, после каждого модуля получают межмодульное задание.

Это также обеспечивает более полное усвоение материала каждого модуля, применение изучаемых инструментов и приёмов, участники регулярно возвращаются к материалу программы.

Важно, чтобы между модулями Компания не перегружала участников программы и у них было время на выполнение этих заданий.

Стоит относится к ним, как сотрудникам, которые параллельно с основной работой делают ещё дополнительно проект на благо Компании (результатом которого будет качественно регулярное внутреннее обучение по важной для Бизнеса теме)

Презентация продукта

Скачать презентацию

Оставить заявку


Теги темы

e