Авторы программы
Эксперты
Для многих Компаний актуальна задача формирования и развития института внутренних тренеров.
Она особенно важна, например, для Компаний, где работают эксперты с уникальными и современными знаниями, и для качественного решения задач бизнеса эти знания необходимо «распространять» на других сотрудников, как новых, так и опытных.
Многим Компаниям необходима помощь внутренних тренеров при проведении организационных изменений — например:
- проводится цифровая трансформация или внедряется система бережливого производства;
- меняется корпоративная и управленческая культура, внедряется культура безопасности;
- внедряется новая продуктовая линейка…
В подобных ситуациях важно быстро и качественно обучить сразу многих сотрудников Компании тому, как работать в новых условиях, использовать новые инструменты, продукты и подходы.
Некоторые компании проживают стадию активного роста и расширяют штат, либо у них высокая текучка. Соответственно, идёт постоянный набор персонала и необходимо обучать новичков, не теряя качества при смене команд.
При решении задачи формирования института внутренних тренеров Компания может столкнуться со некоторыми из сложностей:
- Внутренние эксперты не вовлечены в обучение. Они сомневаются в своих силах, не оснащены инструментами разработки и проведения, или не представляют выгод такой работы.
- Внутренних тренеров может не хватать, чтобы «закрыть» необходимый для бизнеса и производства объём обучения.
- Качество работы внутренних тренеров может быть очень разным (не у всех соответствует необходимому уровню).
- Технические специалисты часто ведут обучение в лекционном формате, не вовлекают участников, создают впечатление формальности обучения.
- Сотрудники, которые проводят обучение, уходят из компании и уносят уникальную экспертизу с собой — а сценарии и планы проведения занятий не передаваемы, т. к. описаны слабо или совсем не описаны. призвана помочь обойти эти сложности и решить задачу обеспечения Компании внутренними тренерами-экспертами и качественными программами.
Эффекты обучения
Сотрудники, прошедшие программу обучения, смогут:
- Разрабатывать обучающие курсы на примере конкретного запроса Бизнеса. Тема курса может быть как «софтовой» / коммуникативной, так и продуктовой, технической, финансовой и т. д. В итоге в Компании будет всё необходимое для проведения обучения по запросу:
- подготовленный эксперт
- пакет материалов (сценарий, презентация, рабочая тетрадь и необходимые раздаточные материалы)
- Проводить качественное интерактивное обучение по своим разработанным материалам. Благодаря чему:
- внутреннее обучение становится более увлекательным и результативным
- на обучении рассматриваются горячие вопросы самих участников
- повышается готовность участников применять усвоенный материал на рабочих местах
В результате в Компании:
- повышается способность компании реализовывать уникальные проекты, внедрять организационные изменения и др.
- повышается квалификация и способность сотрудников решать рабочие задачи
- качество работы внутренних тренеров приводится к необходимой высокой «планке»
- решается задача обучения новых внутренних тренеров (расширения пула)
- повышается популярность внутреннего обучения, усиливается культура непрерывного развития
Возможные эффекты программы:
- Компании может сформироваться внутреннее сообщество тренеров. Они говорят на одном языке, пользуются едиными стандартами работы и понятийным полем
- Формируется культура обучения и передачи опыта новичкам. Внутри Компании становится престижным вести обучение
- Внутренние тренеры могут выступать агентами изменений в случае реализации проектов организационного развития формируется база знаний внутри Компании, и бизнес начинает меньше зависеть от отдельных талантливых тренеров и экспертов
Цели программы
- Сформировать компетенции внутренних тренеров, необходимые для разработки и эффективного проведения интерактивных внутренних учебных курсов
- Разработка участниками обучения пакета материалов, включая сценарий, необходимого для проведения внутреннего курса
- Формирование навыков проведения обучения в интерактивном формате: начала и завершения курса, отдельных форматов, управления групповой динамикой
- Внутренняя экспертиза разработанных курсов на основании пакета материалов и навыков проведения обучения в интерактивном формате в ходе супервизии
Ключевой фокус
Обучение участников будет проходить на основе создания/коррекции и проведения их внутренних учебных курсов, поддерживающих решение актуальных бизнес-задач Компании
Преимущества подхода
В ходе и по итогам программы участники разработают собственные учебные курсы и получают практику проведения их фрагментов с качественной обратной связью
Компетенции внутреннего тренера, формируемые в модульной программе
Программа разработана на основе базовой модели компетенций, принятой в ряде компаний и определяющей требования компании к деятельности внутренних тренеров, работающих в очном формате. Содержание программы может быть уточнено, если в компании принята собственная рабочая модель тренерских компетенций, либо если внутренние тренеры работают в специфике удаленного или смешанного форматов обучения.
Наблюдается в материалах курса, на супервизиях, в обратной связи участников
Реализуется в бизнес-результатах обучения
Структура программы
Дополнительная общеобразовательная программа
«Модульная программа подготовки внутренних тренеров» (PDF, 0.83 Мб)
Базовая программа состоит из 4 очных модулей обучения с персональными и групповыми заданиями между модулями
- Разработка учебных интерактивных курсов
- Проведение интерактивных курсов
- Ораторское мастерство и управление групповыми процессами
- Супервизия
Каждый модуль длится от 2 до 4 дней в зависимости от задач Компании, широты требований к компетенциям внутренних тренеров в Компании и от исходного уровня навыков участников. Длительность и итоговое содержание уточняется с заказчиком
При необходимости, в программу могут быть включены:
- Тесты знаний
- Персональные консультации по разрабатываемым курсам
- Коучинг, направленный на формирование тренерских компетенций
- Дополнительные вебинары с разбором межмодульных заданий
- Модуль 5 — мастерская (через полгода-год после завершения базовой программы, на основании анкет и кейсов участников)
- Специализированные модули (особенности разработки и проведение Digital-курсов; разработка, организация и проведение смешанного обучения «Blended-learning»; разработка и размещение электронных курсов; оформление учебных презентаций; разработка бизнес-игр и т. д.)
Модуль 1. Разработка учебных интерактивных курсов
Целевая аудитория: внутренние лекторы/ тренеры, зачисленные на программу подготовки внутренних тренеров
Продолжительность: 2–4 дня
Формат: Очно (онлайн при необходимости)
Численность группы: 12–20 участников
Ключевая цель модуля
Овладение технологией разработки внутренних курсов и ее применение к формированию персональных внутренних курсов участниками обучения по актуальным экспертным темам.
Задачи обучения
Формирование отношения:
- Осознание важности интерактивного обучения в решении бизнес-задач Компании
- Осмысление собственных задач развития компетенций внутреннего тренера
- Уверенность в собственных силах и перспективах работы внутренним тренером
Передача знаний:
- Знакомство с системой внутреннего обучения Компании, с ролью внутренних тренеров в обучении сотрудников Компании, с моделью компетенций внутреннего тренера
- Условия и принципы интерактивного обучения, различия традиционной и интерактивной форм обучения. Потребности взрослых людей в обучении и действия тренера для эффективной работы с этими потребностями
- Особенности Алгоритма создания интерактивного внутреннего курса «8 шагов». Задачи, закономерности и инструменты каждого из 8 шагов разработки учебных курсов
Практика умений:
- Применить инструменты актуализации обучения, провести анализ целевой аудитории с определением дифференцированности курса
- Сформировать цели обучения и выбрать инструменты оценки результатов обучения
- Разработать структуру учебного курса и предварительно подобрать учебные активности для достижения целей обучения
- Провести подготовку стартового пакета материалов к учебному курсу
Модуль 2. Проведение интерактивных курсов
Целевая аудитория: внутренние тренеры, прошедшие обучение на Модуле № 1 программы подготовки внутренних тренеров
Продолжительность: 2–4 дня
Формат: Очно (онлайн при необходимости) Численность группы: 12–20 участников
Ключевая цель модуля
Детальный разбор различных учебных активностей, используемых в интерактивном обучении, практические пробы управления группой при их проведении.
Задачи обучения
Формирование отношения:
- Формирование уверенности в навыках разработки и проведения основных учебных форматов интерактивного обучения, а также готовности реализовать свои замыслы
Участники узнают:
- Особенности форматов тренерской работы, обеспечивающих передачу знаний и практическую подготовку участников обучения. Задачами, алгоритмами разработки и проведения основных учебных активностей: обратная связь, мини-лекция, работа с вопросами, упражнения, учебные кейсы, групповые обсуждения и учебная дискуссия, видео-разбор / ролевая игра.
- Детальное применение цикла научения взрослых — системы упорядочивания обучающих активностей в каждой смысловой части курса
- Правила оформления учебных материалов к различным форматам
Практика умений:
- Детальная разработка активностей смысловых блоков, уточнение сценария внутреннего курса. Разработка пакета материалов для проведения форматов обучения
- Подготовка и проба проведения учебных активностей по плану внутреннего курса
- Самоанализ персональных зон развития, определения целей и развивающих действий, направленных на формирование тренерских компетенций
- Практика обучающей обратной связи
Модуль 3. Навыки ораторского мастерства и управление групповыми процессам
Целевая аудитория: внутренние тренеры, прошедшие обучение на Модуле № 1 и 2 программы подготовки внутренних тренеров
Продолжительность: 2–4 дня
Формат: Очно (онлайн при необходимости)
Численность группы: 12–20 участников
Ключевая цель модуля
Расширение палитры выразительных средств в поведении и речи тренера, укрепление презентационной компетенции и уверенности в управлении групповой динамикой, стимулирование креативного подхода к проведению внутреннего обучения
Задачи обучения
Формирование отношения:
- Формирование уверенности во взаимодействии с участниками обучения и готовности к ведению обучения в диалогичном формате
Передача знаний:
- Публичный имидж. Управление впечатлением
- Речевые техники и манера подачи информации. Особенности «объясняющего языка», понятного аудитории
- Невербальная составляющая в речи и ее значение. «Азбука Стюарта Хеллера». Эмоциональный интеллект тренера
- Групповая конструктивная дискуссия. Поведение в эмоционально напряженных ситуациях
- Основы групповой динамики в обучении. Способы управления
Практика умений:
- Провести мини-лекцию курса
- Использовать приемы невербального влияния для создания ритмичной подачи материала, вовлечения участников, усиления убеждающего воздействия
- Применить знания о типах участников и их потребностях, уместные способы усиления позитивной динамики и ослабления негативной
- Найти решение кейса «трудная ситуация во время проведения обучения»
Модуль 4. Тренерская супервизия
Целевая аудитория: внутренние тренеры, прошедшие обучение на Модулях № 1, 2, 3 программы подготовки внутренних тренеров
Продолжительность: 2 дня
Формат: Очно (онлайн при необходимости)
Численность группы: 8–12 участников
Супервизия — обучающее мероприятие, в ходе которого участники получают:
- обратную связь по материалам разработанного курса от экспертов компании и рекомендации о возможной доработке содержательной части материалов
- развивающую обратную связь по тренерским компетенциям от участников и ведущего программы на основе фрагмента работы с группой
- персональные рекомендации о приоритетном направлении дальнейшего развития тренерских компетенций
- возможность посмотреть на работы 7–11 своих коллег, дать обратную связь, взять в свою работу находки коллег (приемы активизации внимания участников, визуализации и структурирования материала, диалога с группой, подбора активностей и т. д.)
- при получении позитивной обратной связи — подтверждение об успешном завершении программы подготовки внутренних тренеров (базовый уровень), сертификация
Модуль 5. Тренерская мастерская
Мастерская проводится через полгода-год после завершения базовой программы, на основании анкет и кейсов участников
Факторы и условия успеха программы обучения
Пространство
Важно, чтобы в пространстве обучения на этой программе было достаточно места и для персональной письменной работы, и для отработки движения всеми участниками (от 3 м² на человека, лучше больше, достаточное количество столов)
Также необходимо достаточное место для размещения на вертикальных поверхностях порядка 10 листов ф/ч одновременно в зоне видимости участников
Явка участников
График проведения всех модулей программы утверждаем с Заказчиком до старта.
Настоятельно рекомендуем договориться с руководителями участников не поручать в дни проведения модулей каких-либо срочных задач, совещаний или командировок, — не допуская пропусков в обучении
Межмодульные задания и рабочее время
Участники в течение программы дорабатывают свои внутренние курсы, после каждого модуля получают межмодульное задание.
Это также обеспечивает более полное усвоение материала каждого модуля, применение изучаемых инструментов и приёмов, участники регулярно возвращаются к материалу программы.
Важно, чтобы между модулями Компания не перегружала участников программы и у них было время на выполнение этих заданий.
Стоит относится к ним, как сотрудникам, которые параллельно с основной работой делают ещё дополнительно проект на благо Компании (результатом которого будет качественно регулярное внутреннее обучение по важной для Бизнеса теме)