Разработчик
Тренеры, которые могут реализовать программу
Игорь Викторов
1. Актуальная ситуация
Необходимость в разработке и передаче в компанию обучающих курсов «под ключ» может возникать в одной из следующих ситуаций:
Обнаружен дефицит знаний и умений сотрудников, но нет соответствующего курса
Для решения текущих задач бизнеса Компании необходимо регулярно проводить обучение по определённым темам. Это может быть связано с потоком новичков, программой кадрового резерва, обучением по результатам регулярной оценки сотрудников и др.
В Компании есть курсы, но они не полностью отвечают требованиям бизнеса
- Бизнес не устраивает качество существующих обучающих курсов по определённой теме. Часть получаемых знаний, изучаемых подходов, инструментов и техник — не применима в реальной работе сотрудников Компании. Участники после тренингов — не могут самостоятельно применить полученные знания на своих рабочих местах.
- В Компании внедряется новая система Компетенций. Необходимо сделать аудит существующих обучающих курсов, проверить его на соответствие новой системе Компетенций, при необходимости — переработать имеющиеся или разработать новые курсы.
Компания готовится к решению новых задач, и необходимо обучение по новым компетенциям
- Компания проводит организационную трансформацию / реализует новую стратегию, которая может значительно повлиять на работу сотрудников. Существующая линейка программ, возможно, уже не полностью соответствует новым задачам и стратегии. Требуется адаптировать линейку программ под них и под изменяющуюся специфику работы Компании.
- Внутри Компании есть эксперты, с уникальными знаниями — коммуникативными, техническими, продуктовыми, финансовыми и др. Эти знания важны для реализации стратегических проектов Компании. Эти знания важно распространить на других сотрудников, но эксперты, которые владеют этими знаниями — не всегда готовы сами преподавать.
Требуется «упаковать» эти знания в обучающий курс, чтобы его проводили внутренние тренеры или сами эти эксперты.
2. Цели и основные задачи проекта
Ключевая цель проекта — обеспечить Компанию качественными программами и материалами для проведения обучения по необходимым бизнесу актуальным темам.
Требования к качеству обучающих курсов:
- Курсы должны обеспечивать применение сотрудниками полученных знаний изученных инструментов и навыков на рабочем месте. Участникам должно быть ясно, как и в каких своих рабочих ситуациях они будут применять какой инструмент.
- При необходимости, курсы должны работать на задачу выработки позитивного отношения к работе и / или организационным изменениям.
- Пакет материалов по каждому из курсов должен быть необходимым и достаточным для того, чтобы внутренние тренеры Компании могли бы самостоятельно проводить это обучение.
Основные задачи
Для реализации этой цели, как правило, необходимо решить следующие задачи:
- Разработать обучающие курсы. Курсы могут быть разработаны «с нуля» или с помощью доработки существующих курсов. При необходимости, их разработка обучения ведётся с привлечением внутренних экспертов Компании-Заказчика, у которых есть необходимые знания (совместно с этими экспертами).
- Передать внутренним тренерам Компании-Заказчика разработанные курсы и материалы по ним. Обеспечить, чтобы тренеры могли качественно проводить обучение по всем переданным темам.
3.Этапы проекта
Эксперты Компании Тренинг-Бутик предлагают реализовывать проект через следующие этапы
- Разработка и утверждение с Заказчиком технического задания (ТЗ). При необходимости также — проведение аудита существующей линейки курсов.
- Разработка обучающих курсов в соответствии с ТЗ (в том числе, при необходимости с привлечением внутренних экспертов Компании-Заказчика).
- Проведение пилотного обучения.
- Доработка тренингов и пакета материалов.
- Супервизия со стороны экспертов Тренинг-Бутика.
В таблице ниже этапы работы над проектом. Эти этапы описаны с описанием результатов и примерных сроков. В разделе 5 подробно описаны работы по каждому этапу проекта и коммуникация с Заказчиком (какие встречи потребуются со стороны Компании и с кем).
Этап |
Результат |
≈Сроки |
1. Конкретизация целей проекта и утверждение ТЗ |
Техническое задание (ТЗ), утвержденное Заказчиком. ТЗ содержит:
- Отчёт по проведённому аудиту существующей линейки курсов (при необходимости проведения такого аудита).
- Список конкретных курсов обучения и целей каждого курса.
- Описание пакета материалов для передачи в Компанию по каждому обучающему курсу.
- Уточнённый план проекта. План содержит список работ по каждому этапу проекта, сроки этих работ. В случае, если для разработки привлекаются внутренние эксперты Компании, — степень вовлечения этих экспертов (количество совместных сессий по разработке и нормочасов на каждую сессию).
|
До 3 недель |
2. Разработка учебных курсов в соответствии с ТЗ |
- Сценарий (рабочий, концептуальный план) по каждому учебному курсу.
- Минимальный пакет материалов для проведения обучения по каждому учебному курсу.
|
3–4 недели на каждый курс |
3. Проведение пилотного обучения |
- Отчёт после пилотного обучения, содержащий список доработок по каждому из курсов.
- Внутренние тренеры, которым будет передаваться обучающий курс, знакомятся с ним из роли участников.
- Возможна съёмка пилотного курса на видео (также для передачи в Компанию).
|
0,5–2 дня на каждый из курсов |
4. Доработка пакета материалов для проведения обучения |
- Пакет материалов (в соответствии с ТЗ).
- При необходимости — разрабатывается также тренерский мануал (Руководство ведущего)
|
1 неделя на каждый курс |
5. Супервизия со стороны экспертов Тренинг-Бутика (Самостоятельное проведение обучения внутренними тренерами Компании) |
Внутренние тренеры Компании готовы к проведению разработанного обучения на высоком уровне. |
0,5–2 дня на каждый курс |
4. Особенности подхода Компании Тренинг-Бутик
- Подход Компании Тренинг-Бутик подразумевает создание на каждом из промежуточных этапов проекта законченного, документально закреплённого результата, обладающего самостоятельной ценностью. При наличии квалификации внутренние тренеры могут взять реализацию каких-то из этапов проекта и работ по проекту вовнутрь Компании — это может сэкономить бюджет.
- Этапы проекта выстроены таким образом, чтобы сократить объём возможных переработок материалов после проведения пилотных обучений и минимизировать время. Это способствует минимизации времени проекта.
- Пакет материалов для проведения обучения — сразу разрабатывается с учётом бренд-бука и дизайнерских гайдлайнов компании. Их переработка профессиональными дизайнерами для соответствия корпоративному стилю —минимальна, либо, в отдельных случаях — вообще не требуется.
- Тренинг-Бутик готов разработать и передать качественный интерактивный курс на основе уникальной экспертизы сотрудников Заказчика. Разработка ведётся совместно с этими сотрудниками. В такой разработке — эксперты Тренинг-Бутика отвечают за «архитектуру» учебного курса, логичную последовательность содержательных блоков, эффективность упражнений на отработку и др. Сотрудники-эксперты Заказчика обеспечивают содержательное наполнение курса.
- На протяжении всего проекта эксперты-разработчики Тренинг-Бутик поддерживают контакт со всеми ключевыми стейкхолдерами Заказчика и согласуют с ними промежуточные результаты. Это помогает снизить количество правок и сделать обучающий курс учитывающим специфику Компании.
- Эксперты Компании Тренинг-Бутик являются практиками, которые не только разрабатывают и проводят обучение по соответствующим темам, но и сами используют техники, приёмы и модели из этого обучения в своей регулярной работе. У каждого из них есть собственный управленческий опыт, часть из них являются Руководителями и партнёрами Компании Тренинг-Бутик.
5. Работы на этапе проекта
В этом разделе описаны
- Основные работы, которые проводятся на этом этапе;
- Коммуникация с компанией — необходимое вовлечение сотрудников Заказчика, для обеспечения этих работ.
1. Уточнение целей проекта. Утверждение ТЗ на разработку.
≈Срок: до 3-х недель
Работы на этапе |
Коммуникация с Компанией |
1. Аудит программ обучения. [Проводится в случае, если необходимо делать «апгрейд» существующих курсов] Работа с материалами и документами. Изучение
- документов по системе Компетенций Компании;
- материалов по каждому из курсов;
- анкет обратной связи, отчётов по оценке сотрудников, других документов, связанных с оценкой результативности обучающих курсов.
|
[при проведении аудита] 3 рабочие встречи (≈1 час) с координатором проекта со стороны Заказчика — для уточнения деталей по существующей линейке курсов. |
2. Разработка и утверждение с основным Заказчиком и ключевыми экспертами Компании Технического задания. ТЗ будет включать:
- Структуру программы, темы каждого обучающего курса;
- На развитие каких Компетенций направлен каждый обучающий курс.
- Цели каждого обучающих курса в формулировках
1) Умений; 2) Знаний; 3) Осознаний, понимания [установки / mindsets].
- В каких рабочих ситуациях они это будут применять.
- Пакет документов (материалов) для передачи в Компанию по каждому курсу. Типовой Пакет материалов включает:
- Дизайн программы обучения;
- Сценарии (он же — концептуальный / рабочий план, сценарный план) для каждого курса, содержащий:
- Сопровождающие презентации, рабочие тетради по каждому курсу;
- Тренерский мануал / Руководство ведущего или видео проведения курса;
- Другие необходимые материалы для проведения обучающих курсов (кейсы, инструкции к играм, видеоролики, тесты с ключами и др.)
|
- 1 встреча (≈1,5 часа) с основным внутренним Заказчиком проекта — для утверждения концепции новой линейки курсов и ТЗ на разработку.
- [при необходимости, в случае привлечения экспертизы сотрудников Заказчика] 2 встречи (≈1,5 часа) по каждому обучающих курсу с внутренними экспертами для определения конкретных целей (в разрезе навыков, знаний, «установок») каждого обучающего курса.
|
2. Разработка курсов в соответствии с ТЗ.
≈срок: 3-4 недели на каждый учебный курс
Работы на этапе |
Коммуникация с Компанией |
1. Разработка и утверждение сценария (рабочего, концептуального плана, «карты» тренинга) по каждому обучающему курсу [в случае необходимости — разработка ведётся в режиме сессий с внутренними экспертами Компании] |
- 2 фокус-группы (≈1 час) с представителями ЦА / участниками каждого курса. (Для адаптации кейсов под специфику работы)
- В случае совместной разработки курса с привлечением экспертизы Заказчика — 3-6 встреч (≈1,5 часа) по каждому курсу с внутренними экспертами для совместной разработки и утверждения у них сценария. Количество встреч становится понятным после определения целей на этапе 1.
|
2. Разработка и передача в компанию минимального пакета материалов для проведения обучения по каждому курсу (без тренерского мануала / Руководства ведущего). |
1 встреча (≈1 часа) с основным внутренним Заказчиком проекта по каждому из обучающих курсов — для утверждения сценария. |
3. Проведение пилотного обучения
≈срок: 0,5 — 2 дня на каждый из курсов
Работы на этапе |
Коммуникация с Компанией |
1. Определение (вместе с представителями Заказчика) дат и списка участников пилотного обучения. Внутренние тренеры Компании проходят курсы в качестве участников. |
|
2. Проведение пилотного обучения. Возможна съёмка пилотного курса на видео (также для передачи в Компанию вместе с другими материалами передаваемого курса). |
- Участники (ЦА) каждого пилотируемого курса — группа 6-12 человек.
- Тренеры, которым будет передаваться курс обучаются в роли участников (до 50% учебной группы).
- Внутренние эксперты Компании [В случае разработки курса с привлечением экспертизы сотрудников Заказчика]
|
3. Анализ результатов пилотного обучения, подведение итогов. Подготовка и передача в Компанию отчёта по проведённому обучению (со списком возможных доработок, если это необходимо). |
|
4. Сессии для внутренних тренеров с разбором особенностей проведения отдельных блоков каждого обучающего курса. |
Тренеры, которым будет передаваться курс Продолжительность сессий зависит от длительности передаваемого курса (≈3 часа для однодневного курса). |
4. Доработка пакета материалов для проведения обучения.
≈срок: 1 неделя на каждый курс
Работы на этапе |
Коммуникация с Компанией |
1. Корректировка и доработка сценария и пакета материалов по каждому курсу. |
|
2. В случае, если это было согласовано на 1-м этапе, разработка и описание Руководства ведущего / Тренерского мануала. Мы можем рекомендовать передать команде внутренних тренеров, принимавшей участие в пилоте, задачу описания Руководства ведущего. Это не только сэкономит средства Компании, но и будет способствовать значительно лучшему усвоению материалов обучения тренерами-будущими ведущими по каждому из обучающих курсов и других дополнительных материалов. Финализация готового Руководства ведущего делается Исполнителем. Типовое Руководство Ведущего содержит детальные описания:
- Вводных фраз для группы по каждому блоку / учебной активности;
- Учебных активностей, в том числе тезисов мини-лекций, инструкций к упражнениям и др.;
- «Логистики» проведения (на какие команды, каким образом делить участников и др.) во время заданий / игр / упражнений;
- Планов разбора / обратной связи, вопросов для разбора;
- Выводов, к которым важно привести участников.
- «Мостики» / связки между активностями и блоками.
|
Внутренние эксперты Компании [В случае разработки курса с привлечением экспертизы сотрудников Заказчика] |
3. Финальная защита и утверждение переданного курса и пакета материалов. |
1 встреча (≈1 часа по каждому курсу) с основным внутренним Заказчиком проекта по каждому из курсов — для защиты разработанного курса и пакета материалов. |
5. Супервизия со стороны экспертов Тренинг-Бутика
≈срок: 0,5 — 2 дня на каждый курс
Работы на этапе |
Коммуникация с Компанией |
1. Формирование вместе с Заказчиком графика проведения супервизий, включая — кто из тренеров и сколько по времени проходит супервизию; также формируется список участников обучения (группа 6-15 человек для каждого курса). |
|
2. Проведение внутренними тренерами обучающих курсов на реальной целевой аудитории с участием супервизоров. |
Привлекаются на каждое супервизионное мероприятие (в зависимости от графика):
- Участники (ЦА) каждого из курсов;
- Внутренние тренеры, которым передан обучающий курс.
|
3. Разбор проведённого обучения и обратная связь со стороны супервизоров Тренинг-Бутика. |
|
6. Примеры разработанных материалов (мини-портфолио)
В этом разделе приводятся примеры материалов обучающих курсов и тренингов, которые разрабатывались Компанией Тренинг-Бутик под Задачи Заказчика.
В разделе даны изображения только отдельных страниц и слайдов, чтобы не нарушать соглашения о конфиденциальности.
Сценарии (рабочие / концептуальные) планы обучающих курсов
Примеры слайдов
Примеры раздаточных материалов
Примеры Руководств ведущего / тренерских мануалов