Разработка и передача обучающих курсов

Разработчик

Тренеры, которые могут реализовать программу

1. Актуальная ситуация

Необходимость в разработке и передаче в компанию обучающих курсов «под ключ» может возникать в одной из следующих ситуаций:

Обнаружен дефицит знаний и умений сотрудников, но нет соответствующего курса

Для решения текущих задач бизнеса Компании необходимо регулярно проводить обучение по определённым темам. Это может быть связано с потоком новичков, программой кадрового резерва, обучением по результатам регулярной оценки сотрудников и др.

В Компании есть курсы, но они не полностью отвечают требованиям бизнеса

  • Бизнес не устраивает качество существующих обучающих курсов по определённой теме. Часть получаемых знаний, изучаемых подходов, инструментов и техник — не применима в реальной работе сотрудников Компании. Участники после тренингов — не могут самостоятельно применить полученные знания на своих рабочих местах.
  • В Компании внедряется новая система Компетенций. Необходимо сделать аудит существующих обучающих курсов, проверить его на соответствие новой системе Компетенций, при необходимости — переработать имеющиеся или разработать новые курсы.

Компания готовится к решению новых задач, и необходимо обучение по новым компетенциям

  • Компания проводит организационную трансформацию / реализует новую стратегию, которая может значительно повлиять на работу сотрудников. Существующая линейка программ, возможно, уже не полностью соответствует новым задачам и стратегии. Требуется адаптировать линейку программ под них и под изменяющуюся специфику работы Компании.
  • Внутри Компании есть эксперты, с уникальными знаниями — коммуникативными, техническими, продуктовыми, финансовыми и др. Эти знания важны для реализации стратегических проектов Компании. Эти знания важно распространить на других сотрудников, но эксперты, которые владеют этими знаниями — не всегда готовы сами преподавать.
    Требуется «упаковать» эти знания в обучающий курс, чтобы его проводили внутренние тренеры или сами эти эксперты.

2. Цели и основные задачи проекта

Ключевая цель проекта — обеспечить Компанию качественными программами и материалами для проведения обучения по необходимым бизнесу актуальным темам.

Требования к качеству обучающих курсов:

  • Курсы должны обеспечивать применение сотрудниками полученных знаний изученных инструментов и навыков на рабочем месте. Участникам должно быть ясно, как и в каких своих рабочих ситуациях они будут применять какой инструмент.
  • При необходимости, курсы должны работать на задачу выработки позитивного отношения к работе и / или организационным изменениям.
  • Пакет материалов по каждому из курсов должен быть необходимым и достаточным для того, чтобы внутренние тренеры Компании могли бы самостоятельно проводить это обучение.

Основные задачи

Для реализации этой цели, как правило, необходимо решить следующие задачи:

  1. Разработать обучающие курсы. Курсы могут быть разработаны «с нуля» или с помощью доработки существующих курсов. При необходимости, их разработка обучения ведётся с привлечением внутренних экспертов Компании-Заказчика, у которых есть необходимые знания (совместно с этими экспертами).
  2. Передать внутренним тренерам Компании-Заказчика разработанные курсы и материалы по ним. Обеспечить, чтобы тренеры могли качественно проводить обучение по всем переданным темам.

3.Этапы проекта

Эксперты Компании Тренинг-Бутик предлагают реализовывать проект через следующие этапы

  1. Разработка и утверждение с Заказчиком технического задания (ТЗ). При необходимости также — проведение аудита существующей линейки курсов.
  2. Разработка обучающих курсов в соответствии с ТЗ (в том числе, при необходимости с привлечением внутренних экспертов Компании-Заказчика).
  3. Проведение пилотного обучения.
  4. Доработка тренингов и пакета материалов.
  5. Супервизия со стороны экспертов Тренинг-Бутика.

В таблице ниже этапы работы над проектом. Эти этапы описаны с описанием результатов и примерных сроков. В разделе 5 подробно описаны работы по каждому этапу проекта и коммуникация с Заказчиком (какие встречи потребуются со стороны Компании и с кем).

Этап Результат ≈Сроки
1. Конкретизация целей проекта
и утверждение ТЗ
Техническое задание (ТЗ), утвержденное Заказчиком. ТЗ содержит:
  • Отчёт по проведённому аудиту существующей линейки курсов (при необходимости проведения такого аудита).
  • Список конкретных курсов обучения и целей каждого курса.
  • Описание пакета материалов для передачи в Компанию по каждому обучающему курсу.
  • Уточнённый план проекта. План содержит список работ по каждому этапу проекта, сроки этих работ. В случае, если для разработки привлекаются внутренние эксперты Компании, — степень вовлечения этих экспертов (количество совместных сессий по разработке и нормочасов на каждую сессию).
До 3 недель
2. Разработка учебных курсов
в соответствии с ТЗ
  • Сценарий (рабочий, концептуальный план) по каждому учебному курсу.
  • Минимальный пакет материалов для проведения обучения по каждому учебному курсу.
3–4 недели на каждый курс
3. Проведение пилотного обучения
  • Отчёт после пилотного обучения, содержащий список доработок по каждому из курсов.
  • Внутренние тренеры, которым будет передаваться обучающий курс, знакомятся с ним из роли участников.
  • Возможна съёмка пилотного курса на видео (также для передачи в Компанию).
0,5–2 дня на каждый из курсов
4. Доработка пакета материалов
для проведения обучения
  • Пакет материалов (в соответствии с ТЗ).
  • При необходимости — разрабатывается также тренерский мануал (Руководство ведущего)
1 неделя на каждый курс
5. Супервизия со стороны экспертов Тренинг-Бутика (Самостоятельное проведение обучения внутренними тренерами Компании) Внутренние тренеры Компании готовы к проведению разработанного обучения на высоком уровне. 0,5–2 дня на каждый курс

4. Особенности подхода Компании Тренинг-Бутик

  • Подход Компании Тренинг-Бутик подразумевает создание на каждом из промежуточных этапов проекта законченного, документально закреплённого результата, обладающего самостоятельной ценностью. При наличии квалификации внутренние тренеры могут взять реализацию каких-то из этапов проекта и работ по проекту вовнутрь Компании — это может сэкономить бюджет.
  • Этапы проекта выстроены таким образом, чтобы сократить объём возможных переработок материалов после проведения пилотных обучений и минимизировать время. Это способствует минимизации времени проекта.
  • Пакет материалов для проведения обучения — сразу разрабатывается с учётом бренд-бука и дизайнерских гайдлайнов компании. Их переработка профессиональными дизайнерами для соответствия корпоративному стилю —минимальна, либо, в отдельных случаях — вообще не требуется.
  • Тренинг-Бутик готов разработать и передать качественный интерактивный курс на основе уникальной экспертизы сотрудников Заказчика. Разработка ведётся совместно с этими сотрудниками. В такой разработке — эксперты Тренинг-Бутика отвечают за «архитектуру» учебного курса, логичную последовательность содержательных блоков, эффективность упражнений на отработку и др. Сотрудники-эксперты Заказчика обеспечивают содержательное наполнение курса.
  • На протяжении всего проекта эксперты-разработчики Тренинг-Бутик поддерживают контакт со всеми ключевыми стейкхолдерами Заказчика и согласуют с ними промежуточные результаты. Это помогает снизить количество правок и сделать обучающий курс учитывающим специфику Компании.
  • Эксперты Компании Тренинг-Бутик являются практиками, которые не только разрабатывают и проводят обучение по соответствующим темам, но и сами используют техники, приёмы и модели из этого обучения в своей регулярной работе. У каждого из них есть собственный управленческий опыт, часть из них являются Руководителями и партнёрами Компании Тренинг-Бутик.

5. Работы на этапе проекта

В этом разделе описаны

  • Основные работы, которые проводятся на этом этапе;
  • Коммуникация с компанией — необходимое вовлечение сотрудников Заказчика, для обеспечения этих работ.

1. Уточнение целей проекта. Утверждение ТЗ на разработку.
≈Срок: до 3-х недель

Работы на этапе Коммуникация с Компанией
1. Аудит программ обучения. [Проводится в случае, если необходимо делать «апгрейд» существующих курсов]
Работа с материалами и документами. Изучение
  • документов по системе Компетенций Компании;
  • материалов по каждому из курсов;
  • анкет обратной связи, отчётов по оценке сотрудников, других документов, связанных с оценкой результативности обучающих курсов.
[при проведении аудита] 3 рабочие встречи (≈1 час) с координатором проекта со стороны Заказчика — для уточнения деталей по существующей линейке курсов.
2. Разработка и утверждение с основным Заказчиком и ключевыми экспертами Компании Технического задания. ТЗ будет включать:
  • Структуру программы, темы каждого обучающего курса;
  • На развитие каких Компетенций направлен каждый обучающий курс.
  • Цели каждого обучающих курса в формулировках
    1) Умений;
    2) Знаний;
    3) Осознаний, понимания [установки / mindsets].
  • В каких рабочих ситуациях они это будут применять.
  • Пакет документов (материалов) для передачи в Компанию по каждому курсу. Типовой Пакет материалов включает:
    • Дизайн программы обучения;
    • Сценарии (он же — концептуальный / рабочий план, сценарный план) для каждого курса, содержащий:
      • Сопровождающие презентации, рабочие тетради по каждому курсу;
      • Тренерский мануал / Руководство ведущего или видео проведения курса;
      • Другие необходимые материалы для проведения обучающих курсов (кейсы, инструкции к играм, видеоролики, тесты с ключами и др.)
  • 1 встреча (≈1,5 часа) с основным внутренним Заказчиком проекта — для утверждения концепции новой линейки курсов и ТЗ на разработку.
  • [при необходимости, в случае привлечения экспертизы сотрудников Заказчика] 2 встречи (≈1,5 часа) по каждому обучающих курсу с внутренними экспертами для определения конкретных целей (в разрезе навыков, знаний, «установок») каждого обучающего курса.

2. Разработка курсов в соответствии с ТЗ.
≈срок: 3-4 недели на каждый учебный курс

Работы на этапе Коммуникация с Компанией
1. Разработка и утверждение сценария (рабочего, концептуального плана, «карты» тренинга) по каждому обучающему курсу [в случае необходимости — разработка ведётся в режиме сессий с внутренними экспертами Компании]
  • 2 фокус-группы (≈1 час) с представителями ЦА / участниками каждого курса. (Для адаптации кейсов под специфику работы)
  • В случае совместной разработки курса с привлечением экспертизы Заказчика — 3-6 встреч (≈1,5 часа) по каждому курсу с внутренними экспертами для совместной разработки и утверждения у них сценария. Количество встреч становится понятным после определения целей на этапе 1.
2. Разработка и передача в компанию минимального пакета материалов для проведения обучения по каждому курсу (без тренерского мануала / Руководства ведущего). 1 встреча (≈1 часа) с основным внутренним Заказчиком проекта по каждому из обучающих курсов — для утверждения сценария.

3. Проведение пилотного обучения
≈срок: 0,5 — 2 дня на каждый из курсов

Работы на этапе Коммуникация с Компанией
1. Определение (вместе с представителями Заказчика) дат и списка участников пилотного обучения. Внутренние тренеры Компании проходят курсы в качестве участников.  
2. Проведение пилотного обучения.
Возможна съёмка пилотного курса на видео (также для передачи в Компанию вместе с другими материалами передаваемого курса).
  • Участники (ЦА) каждого пилотируемого курса — группа 6-12 человек.
  • Тренеры, которым будет передаваться курс обучаются в роли участников (до 50% учебной группы).
  • Внутренние эксперты Компании [В случае разработки курса с привлечением экспертизы сотрудников Заказчика]
3. Анализ результатов пилотного обучения, подведение итогов. Подготовка и передача в Компанию отчёта по проведённому обучению (со списком возможных доработок, если это необходимо).  
4. Сессии для внутренних тренеров с разбором особенностей проведения отдельных блоков каждого обучающего курса. Тренеры, которым будет передаваться курс Продолжительность сессий зависит от длительности передаваемого курса (≈3 часа для однодневного курса).

4. Доработка пакета материалов для проведения обучения.
≈срок: 1 неделя на каждый курс

Работы на этапе Коммуникация с Компанией
1. Корректировка и доработка сценария и пакета материалов по каждому курсу.  
2. В случае, если это было согласовано на 1-м этапе, разработка и описание Руководства ведущего / Тренерского мануала.
Мы можем рекомендовать передать команде внутренних тренеров, принимавшей участие в пилоте, задачу описания Руководства ведущего. Это не только сэкономит средства Компании, но и будет способствовать значительно лучшему усвоению материалов обучения тренерами-будущими ведущими по каждому из обучающих курсов и других дополнительных материалов. Финализация готового Руководства ведущего делается Исполнителем.
Типовое Руководство Ведущего содержит детальные описания:
  • Вводных фраз для группы по каждому блоку / учебной активности;
  • Учебных активностей, в том числе тезисов мини-лекций, инструкций к упражнениям и др.;
  • «Логистики» проведения (на какие команды, каким образом делить участников и др.) во время заданий / игр / упражнений;
  • Планов разбора / обратной связи, вопросов для разбора;
  • Выводов, к которым важно привести участников.
  • «Мостики» / связки между активностями и блоками.
Внутренние эксперты Компании [В случае разработки курса с привлечением экспертизы сотрудников Заказчика]
3. Финальная защита и утверждение переданного курса и пакета материалов. 1 встреча (≈1 часа по каждому курсу) с основным внутренним Заказчиком проекта по каждому из курсов — для защиты разработанного курса и пакета материалов.

5. Супервизия со стороны экспертов Тренинг-Бутика
≈срок: 0,5 — 2 дня на каждый курс

Работы на этапе Коммуникация с Компанией
1. Формирование вместе с Заказчиком графика проведения супервизий, включая — кто из тренеров и сколько по времени проходит супервизию;
также формируется список участников обучения (группа 6-15 человек для каждого курса).
 
2. Проведение внутренними тренерами обучающих курсов на реальной целевой аудитории с участием супервизоров. Привлекаются на каждое супервизионное мероприятие (в зависимости от графика):
  • Участники (ЦА) каждого из курсов;
  • Внутренние тренеры, которым передан обучающий курс.
3. Разбор проведённого обучения и обратная связь со стороны супервизоров Тренинг-Бутика.  

6. Примеры разработанных материалов (мини-портфолио)

В этом разделе приводятся примеры материалов обучающих курсов и тренингов, которые разрабатывались Компанией Тренинг-Бутик под Задачи Заказчика.

В разделе даны изображения только отдельных страниц и слайдов, чтобы не нарушать соглашения о конфиденциальности.

Сценарии (рабочие / концептуальные) планы обучающих курсов

Примеры слайдов

Примеры раздаточных материалов

Примеры Руководств ведущего / тренерских мануалов

Презентация продукта

Скачать презентацию

Оставить заявку


Теги темы

e