Программа может быть проведена в подходящем заказчику формате: online, offline, blended
В сегодняшней, быстро меняющейся деловой среде, быстрое выявление новых возможностей и оперативное принятие мер по их использованию больше не является уделом руководителей верхнего уровня. Как отметил в своей книге лауреат Пулитцеровской премии Томас Фридман, мир стал плоским. Уже не только компании, но и каждый человек конкурирует сегодня в глобальной экономике. Для компаний это означает, что руководитель любого уровня должен обладать необходимыми знаниями и навыками для эффективного управления организационными изменениями.
Компетенции руководителя в условиях изменений при этом рассматриваются нами в трех измерениях:
- во-первых, персональное развитие требуемых компетенций,
- во-вторых, учет этих компетенций при найме и ротации сотрудников,
- в-третьих, культивация этих умений в своей командной культуре.
В современном бизнес-образовании сложились несколько подходов к определению характеристик и компетенций руководителей в условиях изменений. Наиболее часто упоминаются, например, низкий уровень тревожности, эмоциональная стабильность, ориентация на действие, уверенность, способность к оправданному риску, открытость новому, влияние, критическое мышление и другие.
Представленная программа направлена на освоение участниками персональных инструментов работы в условиях изменений, эффективное внедрение перемен и поддержание их реализации в рамках направлений своей деятельности, а также формирование у участников обучения базы возможных действий для типовых ситуаций при проведении организационных изменений.
В результате прохождения обучения участники:
- Научатся анализировать собственную ответственность в процессе управления изменениями;
- Познакомятся с интегральной моделью компетенций руководителя в условиях организационных изменений;
- Проработают различные управленческие роли и амплуа в процессе изменений;
- Научаться адекватно оценивать индивидуальные ресурсы, планировать и развивать компетенции, необходимые
- для проведения изменений;
- Выработают навыки управления эмоциональными реакциями и собственным состоянием в условиях перемен.
Особенности обучающих мероприятий
Каждое обучающее мероприятие построено с учетом особенностей обучения взрослой аудитории, предусматривает теоретическую и практическую части, базирующиеся на цикле обучения взрослых Д. Колба.
В теоретической части используются такие форматы интерактивной работы, как мини-лекция (обучающая презентация), видео-метод, демонстрация. Практическая часть представлена учебными кейсами (видео-кейсами), деловыми играми, групповыми дискуссиями и упражнениями.
В каждом обучающем мероприятии предусмотрена рабочая тетрадь, раздаточные материалы в печатном (очные формы обучения) или электронном (дистанционные формы обучения) виде. Рабочие тетради и раздаточные материалы содержат в себе описание теоретической части и практические задания для выполнения участниками в аудиторном или дистанционном форматах.
Все материалы содержат список литературы, рекомендуемой к прочтению.
Пример программы тренинга
Продолжительность
16 астрономических часов (2 дня);
Количество участников
Не более 20 человек.
Цель тренинга:
Знакомство и практическая отработка участниками базовых управленческих методов и инструментов, необходимых руководителю при осуществлении организационных изменений для самостоятельного и эффективного применения в профессиональной деятельности.
Модуль 1. Руководитель в процессе изменений.
- Введение. «Изменения даже в программе тренинга!», — или О вечности изменений.
- «Управление изменениями» как повседневность. Что такое антихрупкость в турбулентном мире?
- Принципы управленческой работы в условиях неопределенности: чем мы можем управлять? Новые Роли руководителя
- Модель Cynefin framework для принятия решений в неопределенности
- простое управление;
- управление в условиях нарастающей сложности бизнеса;
- управление, адаптированное к соответствующей сложности бизнеса;
- управление, не соответствующее сложности бизнеса (кризис, управления).
- Системы управленческих подходов к изменениям:
- Снизу вверх (bottom-up change)
- Сверху вниз (top-down process)
- Снизу вверх и вниз (bottom — up — bottom change)»
Модуль 2. Лидер и Агент изменений. Компетенции руководителя в управлении изменениями
- Деловая игра — «тренажер» на влияние и принятие ответственности за изменения в ситуации неопределенности: диагностика персонального выбора, стиля и компетенций в ситуации управления изменениями. Анализ и разбор игры. Формирование профиля персональных компетенций и дефицитов
- Лидер и Агент изменений: результаты исследования по профилю значимых различий
- Компетенции руководителя в условиях организационных изменений:
- Управленческое видение;
- Взаимодействие, сотрудничество и влияние;
- Эмоциональный интеллект;
- Мышление и решение проблем;
- Инновационность и креативность;
- Осознанность и управление собой.
- Анализ и оценка компетенций управления изменениями.
Модуль 3. Управленческое видение. Взаимодействие и сотрудничество в сложной системе. Дилеммы выбора стратегий поведения.
- Определение исходных проблем и целей, анализ имеющейся информации.
- Управленческие ставки и общая система руководства.
- Решения в процессе изменений.
- Навыки расстановка приоритетов в условиях изменений.
- Инструменты работы с ожиданиями сотрудников и вышестоящего руководства.
- Кейс: «Снежный ком». Работа с решениями, которые транслируются «сверху».
- Управленческие дилеммы: достижение цели, через непопулярные решения VS отношения с сотрудниками. Этика управленческой деятельности.
Модуль 4. Управление эмоциональным состоянием руководителя. Развитие эмоционального интеллекта.
- Виды интеллекта (по Говарду Гарднеру). Понятие эмоционального интеллекта.
- Экспресс-анкетирование «Коэффициент эмоционального интеллекта».
- Возможности эмоционального осознание: развитие способности понять свои чувства и чувства других. Понять их влияние на деятельность.
- Исследование «жизненной ситуации».
- Способность к активному слушанию.
- Экспресс — анкетирование «Активный ли вы слушатель?»
- Понимание невербальной коммуникации
- Адаптация к широкому спектру эмоций.
- Исследование ГКТО «Главной темы конфликтных отношений».
- Внутренний театр руководителя. Работа с эмоциональными крайностями.
Модуль 5. Влияние в процессе изменений. Публичные коммуникации и переговоры.
- ««Живые системы» в условиях изменений (интерактивная мини-лекция):
- «кривая изменений» (шок, отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие, экспериментирование, открытие, проверка, интеграция): причины сопротивления изменениям;
- типы поддержки руководителей: эмоциональная и поведенческая гибкость в отношении сотрудников, изменение в ключевых фокусах внимания и мотивации.
- Разработка разных управленческих тактик и действий в отношении разных сегментов сотрудников:
- Скорость вовлеченности разных категорий сотрудников: рабочая типология;
- Работа с видео-кейсами по анализу выбора и применения инструментов по отношению к разным категориям сотрудников;
- Анализ персональных практик применения инструментов по отношению к разным типам сотрудников (критерий — дифференцированность).
- Убедительные послания на основе формулы Бекхарда:
- Отработка презентационный навыков при коммуникации с сотрудниками:
- Структура убедительного послания: недовольство текущей ситуацией, видение/образ будущего, первый шаг изменения.
- Персональные коммуникативные техники лидера как инициатора изменений:
- приемы переговоров с сотрудником (приглашение в проект) в ориентации на концепцию эмоционального интеллекта;
- отработка навыков выступления перед коллективом с формированием Видения и Перспективы в формате сторителлинг;
- технологии проведения совещаний по информированию об изменениях, техники управления обсуждением.
Модуль 6. Влияние в процессе изменений. Недирективное управление.
- Мини-лекция «Недирективное управление и коучинговый стиль руководства в процессе изменений». Стили работы с сотрудниками на разных этапах кривой изменений.
- Отличие коучинга от других коммуникативных практик;
- Коучинговое присутствие, дистанция, положение. Базовые приемы активного слушания.
- Типология вопросов. Использование вопросов для сбора информации, выбора направления, уточнения информации. Связь вопросов с Т- моделью в коучинге
- Жизненный цикл работы сотрудника, активные фазы для помощи сотруднику посредством коучинга.
- Настройка на проведение коучинговой сессии. Технология проведения коучинговой встречи
- Инструменты руководителя для продуктивного проведения коучинговой встречи
- Пошаговая демонстрация коучинговой встречи. Разбор результатов каждого этапа.
- Работа с вопросами участников по проведенной демонстрации.
Модуль 7. Мышление руководителя. Инновационность и креативность. Привлечение команды.
- Мини-лекция «Критическое мышление». Развитие критического мышления и способности корректно оценивать и анализировать факты». Анализ источников информации для принятия управленческих решений.
- Групповое обсуждение «Многозадачность и умение решать сложные задачи. Суждение и принятие решений».
- Прототипирование и проектные пробы: как мы организуем разработку нового решения
- Кейс «Туман». Работа с информацией для принятия управленческого решения в условиях изменений.
- Р. Рэванс и Agile: рекомендации по управлению командами развития.
- Игра на отработку навыков. Анализ: где и какая поддержка руководителя нужна? Работа в группах.
- Анализ возможностей и ограничений компании в работе с быстрыми и эффективными изменениями: подготовка предложений по повышению мобильности и эффективности институтов.
- Развитие когнитивной гибкости и методы поиска новых решений в условиях изменений;
- Практика готовности к эксперименту. Поведение в условиях оправданного риска.
- Риски и инструменты их хеджирования.
Модуль 8. Осознанность и управление собственным эмоциональным состоянием. Развитие эмоциональной стабильности.
- Мини-лекция «Навыки управления вниманием».
- Умение находить смысл в работе и в жизни, жизнестойкость.
- Взаимосвязь собственных планов и планов организации.
- Mindfullness в деловой среде. Ресурсирование руководителей: персональные практики восстановления сил, баланса, энергии и мотивации.
- Практики стабилизации эмоционального состояния.
Модуль 9. Подведение итогов.
- Создание проекта индивидуального плана развития управленческих компетенций при реализации организационных изменений.
- Мотивирующее завершение тренинга: Подведение итогов работы.
- Домашнее задание (по согласованию) и посттренинговое сопровождение.