1–3 декабря, Нижний Новгород, 5 модуль ШКАнт

Нижний и Купно встретили нас «правильным баннером» — Быть, а не казаться. Так мы и старались прожить 5 модуль: думали о Будущем, делились выпускными проектами, волновались во время ритуала Посвящения, много смеялись и… грустили. Что у всякой истории есть своя «запятая».

Татьяна Марус

Пятый модуль ШКАНТА стал для меня он стал самым проникновенным. Было ощущение, что весь курс я с трепетом и вниманием шла по анфиладе корпоративной антропологии, и вот передо мной распахнулась дверь в самый волшебный и невероятный по своему убранству зал.

Большим везением стало, что модуль прошел в Нижнем Новгороде. И в этом ШКАНТовская изюминка: ни один модуль от вас не ускользнет, все останутся в памяти, потому что эмоционально связаны с городом, в котором проходит обучение. С каждым модулем помимо освоения методического материала прикасаешься к истории городов, наполняешься новыми открытиями и растишь в себе дух исследователя. А проникать в культурный код купеческого города нам помогли уютные улочки, усадьба Рукавишниковых, КУПНО, Пяткин на Рождественской.

Кульминацией обучения стала защита выпускных работ — целая палитра первых самостоятельных исследований выпускников. Большой интригой для всех было ожидание обряда посвящения в корпоративные антропологи. Пусть это останется грядущим таинством и сюрпризом для новых выпускников ШКАНТа.

А в завершении нас ждал очередной сюрприз. Каждый из нас стал участником музыкального джем-сейшена и почувствовал полное единение с командой и невероятными наставниками.

Это было созидательно, захватывающе и вдохновляюще!

Павел Греков

В чем для практикующего и загруженного тренера польза от инструментов корпоративного антрополога? Начну от простого к комплексному:

  1. Удачнее проходят встречи с клиентами, в которых ты занимаешь без оценочную позицию, используешь чистый язык, задаешь вопросы, включенное наблюдаешь за происходящим на интервью, делишься точками удивления, включаешь клиента в обсуждение, высказываешь экспертную позицию только по запросу. Как итог, снизилось количество отказов от проектов по причине "не подошла тема", "не подошел ведущий". Как обратный эффект появились проекты за которые не стоит браться уже на стадии интервью, или для клиентов сама встреча уже полезна — "мы об этом не думали, пойдем подумаем".
  2. В процессе мероприятий, наблюдая за работой участников, начал делиться своими точками удивления, наблюдения с клиентом. Обычно клиент говорит "очень здорово, что вы это увидели", "интересно, никогда туда не думал" и в дальнейшем происходит прогресс в проектах.
  3. В некоторые проекты полезно заходить с исследованиями, за которые клиент не готов платить, инструменты КА позволяют делать быстрый облет и адаптировать программу под них.
  4. В программах появился тематический и методологический воздух и гибкость, когда ты сразу планируешь в программе предлагать дальнейшие шаги по итогам работы группы в предыдущих тактах и закладываешь это в программу, чтобы бы для участников она выглядела бесшовной.
  5. Некоторые программы, например «Тренинг Тренеров», начали готовиться через просмотр видео работы тренеров и формулирование точек удивления, исследование совпадения реальности с картинкой клиента. 
  6. Про программы, комплексные, где нужно глубокое исследование — что уж говорить. Сильно помогает проводить интервью. Понимать людей, культуру, вызовы.

В итоге: воспринимаемая клиентами экспертность и полезность выросла, что всем хорошо и это отмечают наши клиент-менеджеры.

Роман Боярков, Санкт-Петербург

Будущее в кармане

Тема завершающего модуля «Я-позиция и роли корпоративного антрополога» напомнила мне о девизе Мишеля Монтеня в вопросительной форме: «Что знаю Я?», начертанном на коромысле весов. Ценно, что мы 3 дня посвятили самим себе, сборке своего личного культурного кода, пересборке карты с большим количеством инструментов работы корпантрополога и воображению себя в образе своего же будущего.

О будущем

В своих «Опытах» Монтень начинает главу XXI «О силе воображения» тезисом «Fortis imagination generat casum» (лат. «Сильное воображение порождает событие»). Пожалуй, опорный тезис для нас, как посредников в культурных изменениях организаций. Для меня оказался очень важным вопрос Светланы Баронене, отличающий подход антрополога от консультанта-эксперта: «Как поддерживать развитие способности организации вырабатывать СВОЁ отношение к будущему?». За счет такой фокусировки в полевой работе каждого модуля у нас уже есть методы и много инструментов для ответа на этот вопрос. А благодаря усилиям Игоря Вознесенского теперь есть тезаурус антропологии времени и новый инструмент — «Интегральная карта отношений со временем в организациях», которая позволяет увидеть сразу в 4 перспективах культуру времени в компаниях.

Владимир Данкин, мастер работы с историями и командной креативностью, провел нас через ДНК новатора, диалог, ИКР ТРИЗа к моделированию образа будущего сообщества корпоративных антропологов с помощью морфологии волшебной сказки В.Я. Проппа и пачек пластилина. Три разных образа и 3 драматических истории мы соединили в один общий и определили план действий на ближайшее время.

О проектах

Сквозная линия всей программы — трек личных и командных проектов для реальных компаний-клиентов. Каждый в нашей группе, имея большой опыт собственного бизнеса, управления, консалтинга, тренерства и оценки, решал для себя вопрос о специфике и границах корпоративной антропологии как самостоятельного подхода, пробовал по-новому настроить оптику взгляда на организацию. И вот эти «персональные оправы» ярко засияли на наших презентациях-защитах проектов! Один из проектов замахнулся и успешно начал работу по картированию корпоративной антропологии как профессиональной сферы. В результате у нас есть навигатор с компетенциями и треками развития, библиотека с материалами для самостоятельного развития. Здорово, что в формате peer-to-peer мы письменно отзывались на работы друг друга, и в результате каждый проект обогатился несколькими откликами коллег, авторов, экспертов-тьюторов программы.

О встрече с социальным антропологом на службе корпораций

Еще одним сюрпризом стала встреча с Олегом Базалеевым, который более 20 лет возглавляет департаменты устойчивого развития и связей с местными сообществами в промышленных корпорациях. Он поделился историями из своей повседневности и ответил на вопросы о своей команде, масштабных рисках компаний при работе в других культурах, о «красных кнопках» в отношениях между двумя племенами, трудных случаях и практикой их решения, этической позицией мн. др.

Еще были наши особые подарки друг другу в виде биографических интервью, экскурсия -знакомство с партнером программы — Корпоративным университетом Правительства Нижегородской области (КУПНО), в котором увидели пример оживления довольно строгой деловой культуры государственного управления. Того, как можно красиво соединять в культурном коде корпоративного университета времена 800 летнего прошлого, живого настоящего и будущего.

О группе

Монтень в главе «О дружбе»: «Где-то за пределами доступного моему уму и того, что мог бы высказать по этому поводу, существует какая-то необъяснимая и неотвратимая сила, устроившая этот союз между нами. Мы искали друг друга прежде, чем свиделись, и отзывы, которые мы слушали один о другом, вызывали в нас взаимное влечение большей силы, чем это можно было бы объяснить из содержания самих отзывов…»

Почти год вместе, в 4 разных городах, 15 дней лицом к лицу, и много раз онлайн, в полевой работе в 5 организациях, на бадди встречах и в совместных проектах создались отношения, общая уникальная МЫ-субъектность со своими мемами, юмором, желанием встречаться вместе, обсуждать книги и кино, развиваться как сообщество практиков корпоративной антропологии.

P.S. И, конечно, мы снялись на фоне Минина и Пожарского — привет другим группам! Скоро увидимся со всеми, так как мы создаем сообщество антропологов :))