Школа корпоративного антрополога: делимся, как прошёл третий модуль

2–4 сентября группа выезжала в Санкт-Петербург, чтобы обсуждать тему «Лидеры и корпоративные племена».

В каждом модуле есть рабочие задачи, а есть… волшебство. То, чего нельзя заранее спланировать и подготовить.

Мы собрались, чтобы понять:

  • как показать организации силу разнообразия племен?
  • как обнаружить то, что их объединяет и создает целостность организации?
  • как сделать напряжения конструктивным элементом взаимодействия?

Для этого мы

    • пытались разобраться с понятиями сообщество / племя / субкультура / трайбы / общность / солидарность и прожить драматургию договаривания.
    • исследовали действия «крутых» лидеров как «учебные пособия»: спасибо Елене Казаковой, профессору и членкору РАО, автору и шаману масштабных и ярких проектов по формированию сообществ (лицей им. Горчакова, «Лига Школ» и других — соразмерных масштабу «Человека и Парохода»),
  • бродили по городу, чтобы понять, как сосуществуют понятия «культура и контркультура» и как они важны друг другу.

Увидеть эту растяжку нам помогли Лев Яковлевич Лурье и андеграундный фотограф А. Маслов, который провёл нас по тыловым фасадам дома Бенуа и дворикам Питера.

И конечно, мы заглядывали в окна и скважины парадных 

…иначе как бы мы повстречали на центральном проспекте города женщину с коромыслом и бородатого мужичка в сюртуке?

В нашей группе много энергии и сил говорить открыто друг с другом, обсуждая свои проекты и совместную работу 

…делиться тем, во что верим – спасибо Тимуру Ядгарову за тонкости Кинга-Логана!

И у нас был «дежурный шаман», чтобы разговор Вождя и Племени получился доверительным и поделу.

Василий Савунов

Что мы поняли о лидерах в организации: стало яснее, что их надо выискивать и типизировать, потому что они все разные. И их взаимодействие между собой создаёт некую уникальную системную динамику. 

Зачем к организациям применять понятие «племя»? Если у нас задача «починить» коммуникативные проблемы и снять сопротивление изменениям, понимая, где лежат главные проблемы – это ценный инструмент. 

 

Юлия Сотникова

Какие ноу-хау инструменты беру в профессиональную работу? Абсолютно точно буду использовать костровые практики: они очень логично ложатся во многие ситуации работы. Навык подготовки отчётов и структурирования информации — я уже опираюсь на него и начала использовать.

Мои «подарки» с модуля... Это наше внутреннее общение. Учебная программа — это само собой. Но встречи с необыкновенными людьми: Лев Яковлевич Лурье, Елена Ивановна Казакова — это самые настоящие подарки. И встреча с Питером, которого я не знала до этого, тоже огромный подарок. Погрузиться в атмосферу необычного Питера — это было безумно интересно.

Анна Татьянина

Этот модуль был подарком в «десятой степени”. На этом модуле были люди, которые сами по себе являют огромную ценностью. 

Второй подарок — это информация и знания, которых больше, чем ты ожидаешь. В программе заявлено одно, но если программу как коробочку открыть, а там еще коробочка, а в ней — ещё коробочка…. Это знания и опыт, которыми наши преподаватели и эксперты с нами делятся щедро. 

Третье — методология и инструменты: на каждом модуле мы получаем методологию, которую можно брать и применять. 

Ну и четвертое — это визит в компанию, обратная связь и разговор с руководителями. Мы как бы свой полевой визит «докрутили», «допилили», «углубили», «развернули», «собрали». 

Елизавета Пистер

На этом модуле была ярко показана ценность живых лидеров. Елена Ивановна Казакова, Лев Яковлевич Лурье — они показали нам, как быть «уязвимым» лидером. («И когда мне нужно было повысить свою самооценку, я пошла работать в районную школу» — цитата членкора РАО!:)), Л. Я. Лурье объяснял нам, что работает в простой школе историком, чтобы не отрываться от земли!). С одной стороны, это лидер, который ведёт за собой племена / команды, чувствует ответственность за них. С другой — они остаются в этой позиции простого человека, который понимает, что чувствует команда.

Ещё мы увидели, что личность важнее функции. В компании мы наблюдали, как первое лицо объединяет на себе все процессы. Но эти процессы завязаны на нём не как на функции, а на личности, к которой хотят идти, делиться. И что это безопасно — обсуждать сложные вопросы с лидером.

В свое портфолио «know-how» забираю игру «Правила». Она круто показала взаимодействие культуры наследования и поддержания традиций VS возникновение договорных новых правил. Было ценно наблюдать, как Марк проводил встречу с заказчиком: сложные вопросы без какой-либо оценки дают эффект «открытости» даже в уязвимых местах.

Описание того, что происходило, сделано из разных ролей корпоративных антропологов группы: вождь, шаман, собиратели, охотники племени. Попробуйте догадаться: кто действовал из какой роли?

С. Баронене, В. Графова, Н. Клименко, Е. Пистер, В. Савунов, Ю. Сотникова, А. Татьянина