О втором модуле второго потока Школы корпоративного антрополога

Мы работали с позицией исследования: как её правильно организовать?
В этом нам помог К. Гирц и его подход «Насыщенное описание», Блокнот антрополога с фокусами Пространство, Время, Дискурс и Модель Корпоративной культуры Тренинг-Бутика.
А ещё мы разобрали, как устроены ритуалы и поняли, как можно «утилизировать» персональный культурный шок при встрече с иной культурой. В этом нам помог приём «точка удивления» российского философа В. С. Библера.

Роман Симуткин

Оказывается, это корпоративная антропология - эта система, похожая на крупно- или мелкоячеистую сеть, с помощью которой в организации ловишь нечто новое. И когда пропускаешь через эту сеть компанию, отсеиваются элементы культуры, которые могут быть проанализированы и выстроены в её новое видение.

О себе пока могу сказать — я осторожный антрополог: «наблюдай, слушай, внимай, а не делай выводы; наберись терпения и будь осторожен». И только когда набирается критическая масса наблюдений, когда ты наполняешься ощущениями об организации, только тогда можно приступать к анализу и интерпретациям. 

Могу сказать, что после прохождения второго модуля больше всего меня впечатляют те смелые люди, которые приходят в организацию как корпоративные антропологи.

Екатерина Новикова

Во втором модуле обучения в ШКАНТе самым важным, несомненно, было знакомство с культурными кодами нижегородских предприятий. Это стало отличной возможностью на практике заземлить полученные теоретические знания. Как начинающий антрополог я начала тренировать свою насмотренность в сфере корпоративных культур.

Дмитрий Петров

Если говорить метафорами, то получаемые на модулях знания становятся зёрнами, которые бросают на довольно хорошо вспаханную почву совместного обучения. И между модулями школы эти зерна начинают постепенно всходить. Выход в “поля” (конкретные компании) стал, несомненно, кульминацией обучения на втором модуле — жду новых всходов!

Елена Ступина

На ШКАНТе для меня ценно то, что я попадаю на территорию других инструментов — инструментов позитивной, бережной работы и, не побоюсь этого слова, любви. Именно этого мне сейчас не хватает. Поэтому я благодарна команде и преподавателям за возможность обучения и такое профессиональное развитие. Здесь отдыхаю душой и наслаждаюсь интеллектуальными дебатами.

Надежда Салихова

До ШКАНТа я не смотрела на мир так прицельно. Сейчас я более внимательна к деталям. И этот подход — через “точку удивления” и внимания — я теперь применяю ко всему. 

Я бы назвала себя «антропологом любопытным». Вот как изображают ботаников, изучающих растений, или детективов: с лупой и в кепке. Вот так я себя и ощущаю: рассматриваю мелочи, которые в итоге играют важную роль.

Елена Томилко

Вторая встреча прорисовывает контуры этого проекта, в который по-началу я ввязалась больше из-за энтузиазма и желания побыть со своими в новой обучающей среде:)). В этот раз для меня ШКАНТ — это встреча в очень интересными людьми. Этих людей я воспринимаю как коллег, как особых знаковых людей. Знакомство с режиссёром театра «Пиано», где играют слабослышащие люди — потрясающее совершенно явление. Возможность прийти к другим людям, эта близость касания с коллегами из других компаний — меня тоже поразила.

Если обобщать, ШКАНТ — это калейдоскоп открывающих и обогащающих встреч.

Усиливается инструментальный блок. Возможно, не весь инструментарий мне подходит, но я начала видеть вещи, которые откликаются мне, смысл которых я понимаю. И ещё я вижу, как эти инструменты друг друга обогащают. Дуальности, растяжки, которые мы проходили на первом такте, для меня очень хорошо в совокупности с восприятием времени в компании обрамляют то пространство, на котором стоит сфокусировать внимание антрополога.