Модульная программа «Подготовка внутренних тренеров»

Теги темы

Эксперты

Для многих Компаний актуальна задача формирования и развития института внутренних тренеров.

Она особенно важна, например, для Компаний, где работают эксперты с уникальными и современными знаниями, и для качественного решения задач бизнеса эти знания необходимо «распространить» на других сотрудников.

Многим Компаниям необходима помощь внутренних тренеров при проведении организационных изменений — например:

  • проводится цифровая трансформация или внедряется система бережливого производства;
  • меняется корпоративная и управленческая культура, внедряется культура безопасности;
  • внедряется новая продуктовая линейка.

В подобных ситуациях важно быстро и качественно обучить сразу многих сотрудников Компании тому, как работать в новых условиях, использовать новые инструменты, продукты и подходы.

Некоторые компании проживают стадию активного роста и расширяют штат, либо у них высокая текучка. Соответственно, идёт постоянный набор персонала и необходимо обучать новичков, не теряя качества.

Чаще всего, при решении задачи формирования института внутренних тренеров, Компания может столкнуться со некоторыми из сложностей:

  • Внутренние эксперты напрямую не заняты в обучении. Часто они не только не умеют, но и не горят желанием обучать других сотрудников.
  • Внутренних тренеров может не хватать, чтобы «закрыть» необходимый для бизнеса и производства объём обучения.
  • Качество работы внутренних тренеров может быть очень разным (не у всех соответствует необходимому уровню);
  • Часто в организации есть перекос либо в «софтовое» (коммуникативное) обучение, либо в техническое / производственное. Часть тем оказываются «подвисшими».
  • Технические специалисты часто ведут обучение в лекционном формате, не вовлекают участников.
  • Сотрудники, которые проводят обучение, уходят из компании и уносят уникальную экспертизу с собой. А сценарии и планы проведения занятий описаны слабо или совсем не описаны.

Модульная программа «Подготовка бизнес-тренеров» призвана помочь Компании обойти эти сложности и решить задачу обеспечения Компании внутренними тренерами-экспертами и качественными программами.

Цели обучения

Сотрудники, прошедшие программу обучения, смогут

  • Научиться разрабатывать обучающие курсы на примере конкретного запроса Бизнеса. Тема курса может быть как «софтовой» / коммуникативной, так и продуктовой, технической, финансовой и др. В итоге в Компании будет всё необходимое для проведения обучения по запросу:
    • подготовленный эксперт
    • плюс пакет материалов (сценарий, презентация, рабочая тетрадь и необходимые раздаточные материалы).
  • Научиться проводить качественное интерактивное обучение по своим разработанным материалам. Благодаря чему:
    • внутреннее обучение становится более увлекательным и результативным;
    • на обучении рассматриваются горячие вопросы самих участников;
    • повышается готовность участников применять усвоенный материал на рабочих местах.

В результате в Компании:

  • повышается способность компании реализовывать уникальные проекты, внедрять организационные изменения и др.;
  • повышаются квалификация и способность сотрудников решать рабочие задачи;
  • качество работы внутренних тренеров приводится к необходимой высокой «планке»;
  • решается задача обучения новых внутренних тренеров (расширения пула).
Возможные эффекты программы
  • В Компании может сформироваться внутреннее сообщество тренеров. Они говорят на одном языке, пользуются едиными стандартами работы и понятийным полем.
  • Формируется культура обучения и передачи опыта новичкам. Внутри Компании становится престижным вести обучение.
  • Внутренние тренеры могут выступать агентами изменений в случае реализации проектов организационного развития формируется база знаний внутри Компании, и бизнес начинает меньше зависеть от отдельных талантливых тренеров и экспертов.

Структура программы

Программа состоит из 4-х очных модулей обучения с заданиями между модулями.

  1. Разработка интерактивных курсов
  2. Проведение интерактивных курсов
  3. Управление групповыми процессами
  4. Тренерская супервизия

Каждый модуль длится 2-4 дня (в зависимости от стартового уровня участников).

При необходимости, в программу могут быть включены

  • Персональные консультации по разрабатываемым курсам
  • Коучинг, направленный на формирование тренерских компетенций
  • Дополнительные вебинары с разбором межмодульных заданий

Ниже описан результат каждого модуля.

Модуль 1. Разработка интерактивных курсов

Участники знакомятся:

  • с системой внутреннего обучения компании, с ролью внутренних тренеров в обучении сотрудников компании
  • с условиями и принципами интерактивного обучения, различиями традиционной и интерактивной форм обучения

Участники получают необходимые знания, примеры и практические пробы, чтобы:

  • использовать на практике инструменты актуализации потребности в обучении и анализа целевой аудитории
  • сформировать цели обучения и критерии оценки результатов обучения
  • разработать структуру обучающего курса и учебных активностей для достижения задач обучения
  • провести сборку сценария курса и разработать базовую версию необходимых материалов для проведения обучения

Участники в межмодульный период формируют первичную/ обновленную версию практического курса

Модуль 2. Проведение интерактивных курсов

Участники знакомятся:

  • с различными форматами тренерской работы, обеспечивающими передачу знаний и практическую подготовку участников обучения
  • с циклом научения взрослых - системой упорядочивания обучающих активностей в каждой части курса
  • с правилами оформления учебных материалов и формирования тестовых заданий

Участники получают необходимые знания, примеры и практические пробы, чтобы:

  • четко следовать сценарию внутреннего курса и фокусировать участников на решение учебных задач
  • структурированно и доступно доносить учебную информацию, работать с вопросами участников обучения
  • эффективно использовать в ходе обучения визуальные средства и раздаточные материалы
  • давать обратную связь, помогающую участникам осваивать необходимые знания и умения
  • проявлять невербальное поведение, адекватное ситуации обучения

Участники в межмодульный период детализируют, уточняет сценарий курса и оформляет пакет необходимых материалов.

Модуль 3. Управление групповыми процессами

Участники знакомятся:

  • с этапами развития учебной группы и рекомендуемыми действиями тренера для поддержания продуктивности обучения на каждом этапе
  • с базовыми групповыми процессами, которые протекают в ходе обучения, а также приемами управления групповой динамикой
  • с типологией участников и стратегиями взаимодействия тренера с участниками с учетом типологических особенностей

Участники получают необходимые знания, примеры и практические пробы, чтобы:

  • устанавливать и уверенно удерживать экспертную позицию в диалоге с отдельными участниками и группой в целом
  • стимулировать самостоятельность и активность участников, направляя их на достижение задач обучения
  • разнообразить обучающую деятельность, поддерживая в группе здоровый уровень групповой динамики
  • справляться с возражениями, разногласиями и доброжелательно утилизировать сопротивление

Участники в межмодульный период формируют финальную версию практического курса

Модуль 4. Тренерская супервизия

Супервизия - обучающее мероприятие, в ходе которого участники получают:

  • обратную связь по материалам разработанного курса от экспертов компании и рекомендации о возможной доработке материалов
  • развивающую обратную связь по тренерским компетенциям от участников и ведущего программы на основе фрагмента работы с группой
  • рекомендации о приоритетных направлениях дальнейшего развития тренерских компетенций
  • возможность посмотреть на работу своих коллег и обменяться опытом (приемы активизации внимания участников, визуализации и структурирования материала, диалога с группой и т. д.)
  • при получении позитивной обратной связи подтверждение об успешном завершении программы подготовки внутренних тренеров (базовый уровень)

Более развёрнутое описание тем каждого модуля приведено в разделе 4.

Факторы и условия успеха программы обучения

Что мы ожидаем от Компании-Заказчика

Для получения качественных результатов курса важно, чтобы Компания-Заказчик учитывала следующие необходимые условия:

  • Минимальная длительность каждого модуля Перед проведением программы мы (эксперты Компании Тренинг-Бутик) проводим интервью с Заказчиками обучения и будущими участниками. На основании этих интервью становится понятен стартовый уровень знаний и навыков участников, мы кастомизируем программу обучения и определяем минимальное время (от 2-х до 4-х дней) для каждого модуля. Важно не сокращать обучение на программе меньше, чем эта минимальная длительность, т. к. на отработку навыков каждым участником требуется определённое время. Если человек учится "с нуля", например, кататься на велосипеде, — сложно научить его держаться в седле за 10 минут. То же верно и для тренерских навыков.
  • Явка участников График проведения всех модулей программы мы утверждаем с Заказчиком до её старта. Настоятельно рекомендуем не поручать в дни проведения модулей каких-либо срочных задач, совещаний или командировок, из-за которых им придётся пропускать часть обучения.
  • Межмодульные задания и временные ресурсы на них Для того, чтобы участники смогли разработать в течение программы свой внутренний курс, после каждого модуля участники получают межмодульное задание. Самостоятельное выполнение задания обеспечивает более полное усвоение материала каждого модуля, применение изучаемых инструментов и приёмов, участники регулярно возвращаются к материалу программы. Важно, чтобы между модулями Компания не перегружала участников программы, чтобы у них было время на выполнение этих домашних заданий. Стоит относится к ним, как сотрудникам, которые параллельно с основной работой делают ещё дополнительно проект на благо Компании (результатом которого будет описанный для проведения курс по важной для Бизнеса теме).
    Перед началом программы мы рекомендуем обсудить с этими сотрудниками тему разрабатываемого курса, при необходимости — помочь им в выборе.
  • Другие условия Остальные условия (оптимальный размер группы, требования к помещению, необходимость межмодульного дополнительно сопровождения участников и др.) мы обсуждаем с Заказчиком перед проведением программы.

Почему Тренинг-Бутик?

 Особенности программы
  • Внятная и целенаправленная логика программы. Без воды, каждая активность в программе работает на реализацию цели.
  • Высокое качество учебных материалов, в которые хочется погружаться, и обращаться к этим материалам снова (а не избавляться от них по окончанию курса).
  • Программа построена на реальных кейсах; каждый участник постоянно ведёт «шлифовку» собственного курса обучения; тренеры Тренинг-Бутика помогают ему в этом.
  • В программу включены супервизия проведения тренинга участниками, анализ разработанного ими курса и материалов к нему. Это позволяет установить высокую «планку» качества, к которой участники станут стремиться и после окончания модульной программы.
  • Мало какая из представленных на рынке программ подготовки тренеров рассчитана на участников совсем без опыта проведения обучения. Мы действительно умеем, и имеем успешный опыт подготовки тренеров с нуля из экспертов с уникальными техническими / корпоративными знаниями, которые необходимо «транслировать» другим сотрудникам.
  • Программа многократно «обкатана» в различных технологических и производственных Компаниях, таких как Алроса, Метинвест, Газпром Нефть и др. Вы можете обратиться к нам для получения референсов от клиентов и пр.
Ведущие программы
  • Большой (8 человек) пул тренеров Тренинг-Бутика, которые проводят эту программу по единому сценарию. Благодаря этому, даже при необходимости обучить большое количество сотрудников Тренинг-Бутик способен справиться с этим объёмом в кратчайшие сроки. Также, скорее всего, мы сможем предложить Компании-Заказчику ведущего программы, у которого есть экспертиза в отрасли, чтобы он смог говорить с участниками «на одном языке» и приводить релевантные для них примеры.
  • Участники могут увидеть (и перенять) разные эффективные тренерские стили, выбрать среди них тот, который подходит именно им.
  • Внутри Тренинг-Бутика ведущие программы сами проходят регулярную супервизию, что обеспечивает постоянный рост квалификации и мастерства ведущих.
  • Квалификация ведущих Тренинг-Бутика подтверждается публичными наградами — такими как «Тренер года»; сама Компания неоднократно побеждала в номинациях «Лидер рынка», ТОП-5 провайдеров и др.
Поддержка результатов программы

Тренинг-Бутик готов предложить заказчику другие мероприятия, направленные на

  • создание внутри Компании-Заказчика экспертного сообщества внутренних тренеров,
  • повышения престижа внутреннего обучения,
  • обеспечения программ обучения качественными материалами.

Мы разрабатываем, организуем и проводим образовательные конференции; разрабатываем «под ключ» программы для передачи внутрь Компании (в том числе с привлечением внутренней экспертизы) и др.

Основные темы модулей и заданий

В этом разделе приводится развёрнутое описание программы каждого модуля.

Модуль 1. Разработка интерактивных курсов.3 дня

  1. Внутреннее обучение персонала компании
    • Основные принципы обучения и развития сотрудников компании. Задачи внутреннего обучения
    • Что значит быть внутренним тренером/преподавателем
    • Модель компетенций компании. Ключевые компетенции внутреннего тренера
  2. Интерактивная форма обучения
    • Специфика обучения взрослых
    • Корпоративное обучение: от традиционной к интерактивной форме обучения
    • Потребности взрослой аудитории. Тренерские приемы, которые позволяют сделать обучение взрослых продуктивным
  3. Основы разработки внутренних курсов
    • Алгоритм создания интерактивного внутреннего курса "8 шагов"
    • Шаг 1. Актуализируем потребность в обучении
    • Шаг 2. Анализируем целевую аудиторию
    • Шаг 3. Определяем цели обучения
    • Шаг 4. Вырабатываем критерии оценки результативности обучения
    • Шаг 5. Разрабатываем структуру внутреннего курса
    • Шаг 6. Проектируем смысловых блоков курса
    • Шаг 7. Формируем сценарий курса
    • Шаг 8. Готовим пакет необходимых учебных материалов
  4. Формирование индивидуального плана развития тренерских компетенций
Межмодульное задание 1

Каждый из участников в межмодульный период формирует первичную/ обновленную версию практического курса, используя:

  • пошаговый алгоритм разработки по утвержденной теме
  • результаты обсуждения с бади-партнером хода выполнения межмодульного задания
  • самостоятельное знакомство с руководством для внутренних тренеров
  • результаты коммуникаций с руководителями, тематическими экспертами и HR-специалистами

Модуль 2. Проведение интерактивных курсов. 3 дня

  1. Блок "Начало": обобщенный опыт в практических приемах
    • Задачи и структура блока "Начало"
    • Практика проведения блока
    • Способы активизации внимания участников
  2. Основные блоки: практика форматов интерактивного обучения
    • Мини-лекции и работа с вопросами
    • Учебные кейсы для анализа конкретных ситуаций
    • Групповые обсуждения и дискуссии
    • Практическое упражнение и разбор результатов
    • Упражнения-разминки
    • Развивающая обратная связь
    • Видео-метод и критерии подбора иллюстративных материалов
    • Ролевые игры и правила создания игр
  3. Блок «Завершение»: как оценить в целом результаты обучения
    • Задачи и структура блока «Завершение»
    • Проверка знаний и умений: тестирование и проверочные упражнения
    • Разбор и подведение итогов обучения: дебрифинг
  4. Формирование индивидуального плана развития тренерских компетенций
Межмодульное задание 2

Каждый из участников в межмодульный период детализирует, уточняет сценарий курса и оформляет пакет необходимых материалов, используя:

  • обратную связь, полученную в ходе второго модуля
  • результаты обсуждений с бади-партнером этапов разработки
  • обратную связь от участников проведенных пилотных групп и итоги самоанализа
  • результаты коммуникаций с руководителями, тематическими экспертами, HR-специалистами

Модуль 3. Управление групповыми процессами. 2 дня

  1. Группа и групповые процессы
    • Феномен обучающей группы и процессов, возникающих в ней
    • Управление группой как тренерская компетенция
    • Психология обучения. Модель трех компонентов "материал-тренер-группа" (Рут Кон)
  2. Управление группой
    • Этапы развития группы в обучении
    • Основные действия тренера на каждом этапе для реализации целей обучения
    • Что такое групповая динамика и как ей управлять
    • Позитивная групповая динамика: способы усилить или ослабить
    • Негативная групповая динамика: способу усилить или ослабить
  3. Навыки работы с отдельными участниками
    • Типология участников обучения АКВД. Сильные и проблемные стороны каждого типа в обучении
    • Формирование навыка дифференцировать участников "по типам"
    • Практика применения соответствующей стратегии тренерского поведения при встрече с типовым поведением участников
    • Варианты особо сложных ситуаций в управлении группой и рекомендации по нормализации работы
  4. Формирование индивидуального плана развития тренерских компетенций
Межмодульное задание 3

Каждый из участников в межмодульный период формирует финальную версию практического курса, используя:

  • обратную связь и результаты разбора проблемных кейсов, полученные в ходе третьего модуля
  • результаты обсуждений с бади-партнером уровня тренерских компетенций и тренерского стиля
  • обратную связь от участников самостоятельно проведенных групп и итоги самоанализа
  • результаты коммуникаций с тематическими экспертами, HR-специалистами

Модуль 4. Тренерская супервизия. 2 дня

  1. Супервизия и обратная связь участникам по проведению фрагмента обучения
    • Проведение интерактивной демоверсии каждым участником обучения
    • Работа с вопросами аудитории. Разбор типичных ошибок и рекомендации
    • Выступление эксперта — представителя бизнеса по теме, в рамках которой разрабатывался курс
    • Персональная обратная связь по технике ведения демоверсии и инструментарию
  2. Расширение тренерского инструментария в сложных и нестандартных ситуациях
    • Создание банка сложных ситуаций, актуальных для участников обучения
    • Выработка рекомендаций о продуктивном тренерском поведении в аналогичных ситуациях
    • Формирование профессиональной уверенности при проведении обучающих курсов
  3. Формирование индивидуального плана самостоятельного развития тренерских компетенций