Философский бизнес Марка Кукушкина

Для альманаха «Экспедиция» Марк Кукушкин рассказывает о своей философии в жизни и в бизнесе.

ВЫБОР СОБСТВЕННОГО ПУТИ

Тема, над которой я люблю размышлять. Мне нравится модель коллинзовского (Джим Коллинз) ежа: три пересекающиеся окружности. Первая отвечает на вопрос «что дает тебе энергию, что вдохновляет?» Вторая — «что ты можешь и умеешь делать?» И третья — «будет ли это перспективно финансово?» Я к этому ежу прибавляю еще один аспект — то, что Котлер называет наступлением эры «маркетинга 3.0». Смысл в том, что сегодня получают преимущество те товары и услуги, в которых есть социальное предназначение, а не просто циничное зарабатывание денег.

Мы наблюдаем в России важный цивилизационный тренд: установка капитализма «прибыль все спишет» уступает — медленно и драматично — место работе с более высокими ценностными уровнями. И меня очень радует, что все больше предпренимателей задумываются о том, какой след они оставят в мире, что о них будут говорить их дети. Значит, мои 20 лет усилий в поле бизнес-образования были не зря.

Так вот, для меня эти окружности счастливо сошлись на бизнес-образовании. Я понимал, что у меня есть знания, есть жизненный опыт, много сил, благодаря этому попадал в определенные круги, начинал что-то говорить... Ко мне прислушивались, иногда делали вывод, что мысли неглупые и внятные, задавали вопросы. Так и формировался спрос на мой консалтинг. Началось время заключения всевозможных альянсов для получения клиентов и проектов.

Одна история из этого периода жизни. Мой товарищ, ныне известный экономический журналист, пришел ко мне с предложением: «Слушай, есть потрясающий заказ на командообразование». Я спросил: «Вот классно, а кого будем командообразовывать?» — «Да там клуб есть, знаешь, такой мужской, и в нем есть девочки — они как-то некомандно работают.» Предложение, конечно, сверхинтересное, но я все же нашел в себе мужество отказаться при всем искушении начала карьеры «браться за все».

Этот случай и множество других поставили вопрос о профессиональной этике. Для себя я сформулировал принципы, чем не заниматься: криминал, игорный бизнес, массовый ширпотребный алкоголь. Важно, что всегда должна сохраняться способность сказать «нет». И, напротив, с особым удовольствием работаешь с легальными компаниями среднего бизнеса, которые прошли самостоятельный путь, добились результатов без административных ресурсов, и не только в «сфере недропользования».

ТРЕНЕРСКИЕ ПОБЕДЫ

Один из самых больших предметов гордости моих компаний «Тренинг-Бутик» и «Бэст-Тренинг» — технология подготовки тренерства внутри компаний. В начале века ко мне обратились заказчики из «Русала» и сказали: «Вот Красноярск, вот Братск, нам нужно провести обучение для 60 тысяч сотрудников, сможешь? Забронируем все, что сможешь провести». С одной стороны, это очень даже неплохая история — взять заказ и самому заработать много денег. С другой — это нестратегическое решение. Поэтому я предложил: давайте работать командой из внутренних тренеров и тиражировать обучение. Со временем нам удавалось проводить обучение в течении двух месяцев одновременно для 20 тысяч человек, разбросанных по разным предприятиям. Чтобы такое организовать, нужна верная гвардия обученных специалистов, которые будут тиражировать тренинги — этакий спецназ по тренингу. А кроме них сотрудники, которые продолжают выполнять свою работу, но при этом имею дополнительную «воинскую специальность», могут ярко и доходчиво рассказать о своей работе, делясь знаниями и обучая других. Самое интересное, что в большинстве случаев в компаниях никак не оплачивается дополнительно новая компетенция сотрудника. Для них мотивация — смена рутины и карьерный лифт, ведь на активных сотрудников всегда обращают внимание. Похожие проекты мы реализовывали и с такими гигантами, как ТНК-BP, «Газпромнефть», «Роснефть» и др.

Другой наш амбициозный проект — изменение культуры компании. Это очень сложная работа, требующая глубинной трансформации сознания и стереотипов поведения сотрудников. Причем тут важно и не сломать существующий, позитивный багаж наработанной культуры, осторожно вводить изменения.

ДРУЖБА И ПАРТНЕРСТВО

«Экспедиция» — пример компании с успешной и яркой внутренней культурой. Я слежу за ней давно и с профессиональным интересом. Мы были с программой в парке «Экспедиция», потом позвали коллег к себе — сотрудничество на уровне «дружбы домами». Но знаки никогда не приходят по одиночке. Во время путешествия в Антарктиду, на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо), я вдруг увидел православный храм, и только потом узнал, что его построила группа компаний «Руян» (бренд «Экспедиция»). А еще позже выяснил, что есть и второй храм — в Руян-городе, рядом с родными местами. И этой осенью я побывал там.

В сентябре я пригласил Александра Кравцова на нашу традиционную деловую конференцию ПиР, по сути — четырехдневный фестиваль с 500 участниками и 210 спикерами, темой которого стал осмысленный бизнес. Там произошел еще один толчок к сближению, и сейчас мы обсуждаем несколько совместных проектов. Один из них — «Сообщество сообществ», идея актуальной в нынешнее время соорганизации людей из разных сообществ, которые были бы друг для друга проводниками и зеркалами, дополнительным ресурсом поддержки и каналами коммуникации.

Объединив форматы «Тренинг-Бутика» и «Экспедиции», мы получаем вдвое больший ресурс общения и взаимодействия, а также выращивания новых, совместных форматов. Это вдвойне важно сейчас, когда наступают тяжелые и холодные времена. Один из таких форматов — форум «100 успешных романтиков», этакий карнавал на регулярной основе, где каждый зритель — полноправный участник, а приглашениями занимаются 10 лидеров. Каждый набирает свою десятку и в рамках заданных смысловых полей происходит общение и взаимообогащение. В результате формируется деловой клуб людей, близких по духу. Верю в наши совместные проекты, на пользу всех, кому с нами «по пути».

Cтатья опубликована в альманахе «Экспедиция» №1(7)2016.